Количество лизинговых сделок в сегменте нового грузового транспорта, включая среднетоннажные и тяжелые машины, в 2024 г. снизилось на 30% по сравнению с 2023 г., подсчитали аналитики «Альфа-лизинга» для «Ведомостей». Динамику по числу сделок с грузовой техникой, включая подержанные самосвалы и седельные тягачи, подтвердил источник в другой крупной лизинговой компании.
Абсолютные значения по числу сделок ни «Альфа-лизинг», ни собеседник «Ведомостей» в другой компании не приводят. По их данным, причинами для такого сильного снижения стали повышение ключевой ставки ЦБ и, как следствие, ставок по лизингу, удорожание техники из-за роста утильсбора и инфляции, а также высокая база 2023 г.
По итогам позапрошлого года продажи новых грузовиков (без учета легких коммерческих – LCV) в России достигли максимума за последние 15 лет и составили 143 700 шт., следует из данных «Автостата». Это в 1,7 раза больше по сравнению с 2022 г. Для сравнения, объем этого рынка в 2024 г. составил 124 000 единиц техники.
По оценке «Альфа-лизинга», в первом полугодии прошлого года 90% всех грузовиков продавалось с использованием механизма аренды. Но во втором полугодии из-за макроэкономических факторов эта доля «существенно сократилась», отметил представитель компании (не называя цифр). Доля продаж юрлицам в среднем по рынку в 2024 г. составляла 95%, из них 66% – в лизинг, уточнил собеседник «Ведомостей» еще в одной лизинговой компании. В абсолютном выражении, по его словам, это около 78 000 грузовиков. Он отметил, что в 2023 г. доля лизинговых сделок от общих продаж юрлицам составляла 74%, а на сами организации (без учета физлиц) приходилось 97% рынка.
Гендиректор «Европлана» Сергей Мизюра передал через представителя, что значительного падения продаж в количественном выражении по грузовикам (тяжелым, среднетоннажным, прицепам и автобусам) компания не фиксирует – оно составило «менее 5%» год к году. Сегмент, по его словам, рос за счет LCV, вместе с легкими коммерческими машинами рост составил 11% к 2023 г.
Собеседник «Ведомостей» в крупной лизинговой компании отмечает, что в период 2019–2022 гг. рынок новых грузовиков составлял 80 000–100 000 автомобилей. Сравнительно высокая база 2024 г. и текущий уровень ключевой ставки дают основания полагать, что в 2025 г. объемы продаж продолжат снижаться, полагает он. В случае если ключевая ставка будет падать, доля лизинговых сделок в 2025 г. может вырасти, но в штуках объем лизинговых грузовиков все равно снизится из-за общего сокращения рынка, объясняет он.
Собеседник добавляет, что динамику по аренде нужно рассматривать в каждом типе грузовых автомобилей отдельно, поскольку они имеют разную структуру «с точки зрения отраслей потребителей». Например, в изъятой у собственников технике доминируют тягачи, так как у логистических компаний больше других пострадала рентабельность, поясняет он. По спаду продаж в 2024 г., по его словам, лидируют самосвалы, поскольку потребность в таких машинах сильнее всего снизилась у строительных организаций.
Источник прогнозирует по итогам 2025 г. снижение рынка лизинга грузовых авто более чем на 10% по сравнению с 2024 г. Цены на технику, по его словам, вырастут во втором полугодии 2025 г., поскольку эффект двух повышений утильсбора (1 октября 2024 г. и 1 января 2025 г.) еще не полностью сказался на продажах – на складах много машин, не затронутых им.
Доминировать на рынке лизинга грузовой техники продолжает китайская продукция. В течение 2024 г. доля импорта из КНР была на пике в феврале и марте (по 60%), просела в мае до 53%, а затем росла до сентября, достигнув 59%, говорит источник. С октября началось резкое снижение до 55% и к концу года эта доля составила 40%, уточняет он. По данным «Альфа-лизинга», на китайских производителей по итогам 2024 г. пришлось 56% рынка против 59% в 2023 г.
Основной объем предоставляемой в лизинг техники составляют тягачи и самосвалы, говорят два источника «Ведомостей».
Совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов обращает внимание на рост ставок по договорам лизинга грузовой техники в прошлом году. По его оценке, за 2024 г. они выросли примерно на 5 п. п. до 27–28%. В результате среднемесячный платеж за транспортное средство вырос на 40% в сравнении с 2023 г. до 317 000 руб., отмечает он.
Филатов также указывает на существенный дефицит грузов на рынке перевозок. «Индикатор аналитиков ATrucks, который показывает баланс между предложениями и свободным транспортом, снизился на 97 п. п. год к году и к 17 февраля достиг 60, что ниже уровня 2020 г.», – говорит топ-менеджер. Средний уровень тарифов на перевозку грузов к февралю упал на 19% год к году до 52,3 руб. за 1 км, следует из данных биржи ATI.SU.
Автопарк всегда нуждается в обновлении, но приобретению новых машин мешает макроэкономическая ситуация, в условиях которой транспортно-логистические компании вынуждены отложить этот вопрос, отмечает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. Среди основных проблем она называет волатильность валютных курсов, высокую ключевую ставку и утильсбор, размеры платежей по лизингу и общее удорожание техники, а также снижение ставок фрахта грузовой техники.
Одним из немногих инструментов для обновления автопарка может стать льготный лизинг, но он распространяется только на отечественные грузовики, которые часто не подходят под техзадание бизнеса и имеют ограниченный модельный ряд, рассуждает Федоткина. Члены союза отмечают возможность использования операционного лизинга (объект лизинга не выкупается по завершении договора. – «Ведомости»), который пока не очень распространен в России, добавляет она.
Пока ожидается, что в 2025 г. и рынок новых грузовиков, и лизинг, как основной инструмент их продаж, покажут снижение, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Высокая ключевая ставка делает лизинг неудобным инструментом обновления автопарков, а спрос на технику был во многом выбран в 2023–2024 гг., указывает эксперт. Теперь, по его словам, бизнес будет выжидать более выгодных макроэкономических условий для покупки машин. При этом китайская техника продолжит доминировать в продажах, но окончание СВО может сделать «Камаз» более активным на коммерческом рынке, считает Удалов.