Лизинг — это финансовая аренда предмета лизинга с возможностью его дальнейшего выкупа в собственность (финансовый лизинг) или с обязательством вернуть его лизинговой компании (операционный лизинг).
В сделке лизинга участвуют три стороны: лизингодатель (компания), лизингополучатель (клиент) и продавец предмета лизинга.
Европлан (лизингодатель) приобретает автомобиль или технику (предмет лизинга) у дилера (продавец) и передаёт его в лизинг своему клиенту (лизингополучатель), который перечисляет компании платежи за использование автомобиля. В финансовом лизинге — клиент выкупает предмет лизинга в конце срока договора по незначительной цене.
Лизинг позволяет не тратить деньги на покупку нужного автомобиля или спецтехники, а распределить финансовую нагрузку во времени, равномерно выплачивать платежи в течение срока лизинга (до 7 лет).
Дополнительные преимущества для лизингополучателя:
По полису каско страховая компания возмещает расходы при хищении или повреждении автомобиля.
В основе бизнес-модели Европлана лежит концепция финансового лизинга:
Клиент также может вернуть автомобиль лизинговой компании и Европлан продаёт его по рыночной цене, которая, как правило, превышает остаток чистой инвестиции в лизинг. Такой вариант называется — операционный лизинг. (убрать лишние пробелы)
Клиентская база Европлана насчитывает около 156 тысяч клиентов из разных регионов России. На текущий момент у компании 85 офисов.
Основные клиенты компании – это юридические лица и индивидуальные предприниматели. По итогам 2023 года лизинговый портфель по типу лизингополучателей выглядел следующим образом:
Подробнее о клиентах и партнерах компании
По полису каско страховая компания возмещает расходы при хищении или повреждении автомобиля.
Покупка в лизинг привлекательна для клиентов, так как не требует больших затрат и имеет преимущества. В таблице можно увидеть основные параметры лизинга и кредита:
Лизинг | Кредит | |
---|---|---|
Право собственности (актив) | В собственности у лизинговой компании до погашения всех платежей | В собственности у заемщика, однако при невыполнении обязательств возвращается банку по решению суда |
Первоначальный взнос | У Европлана стандартный первоначальный взнос от 5%, по специальным программам и акциям первоначальный взнос не требуется | По кредиту на покупку имущества или оборудования — от 10–20% |
Скидка на транспортное средство | Скидка до 35% | Скидки являются исключением |
Государственная субсидия | Скидка на аванс до 35% | Только для определенных групп граждан |
Обеспечение | Как правило, не требуется | По бизнес-кредиту — поручительство директора или участников предприятия, третьих лиц либо дополнительный залог, возможны требования по оборотам |
Снижение налогов | Включение лизинговых платежей в полном объеме в себестоимость ведет к снижению налоговой нагрузки; НДС, включенный с состав лизинговых платежей, принимается к вычету в полном объеме | На себестоимость списывается амортизация автомобиля, размер которой определяется правилами налогового учёта. В уменьшение НДС не включается сумма процентных платежей по кредиту |
Простота и скорость получения | Упрощённый анализ клиента и финансового состояния бизнеса | Более длительная проверка для соблюдения риск-правила, установленных регуляторами |
Последствия невыполнения обязательств | Расторжение договора, инициализация исковой работы, изъятие предмета лизинга | Расторжение в судебном порядке и изъятие транспортного средства в рамках исполнительного производства |
Дополнительные услуги | Включены в договор, что экономит время и деньги на обслуживание ТС | Не включены в договор |
Европлан специализируется на автолизинге. Бóльшую долю в лизинговом портфеле занимают коммерческие и легковые автомобили.
Портфель по типам лизинга (31.12.2023 г.):
Портфель представлен чистой инвестицией в лизинг до вычета резерва под ожидаемые кредитные убытки лизинговых активов по состоянию на 31.12.2023 на основании консолидированной финансовой отчетности ПАО «ЛК «Европлан», аудированной независимым аудитором.
Европлан — крупнейший независимый лизингодатель на российском рынке автолизинга по объёму лизингового портфеля с долей рынка 10,4% за 2023 г.
А сам автолизинг является одним из наиболее динамично растущих и доходных секторов финансовой индустрии России. Согласно базовому прогнозу агентства «Эксперт РА» по итогам 2023 года, в 2024 году рост объёма нового бизнеса составит около 18%, а одним из главных драйверов этого роста станет автолизинг. Объём нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей в период с 2024-го по 2027-й будет расти на 20–30%. Темпы роста сегмента грузовой техники в тот же период составят 10–20%. К 2027 году, по прогнозам «Эксперт РА», объем нового бизнеса автолизинга может достичь 3,1 трлн рублей.
Лизинговую компанию оценивают с помощью:
Лизинговый портфель за вычетом резерва под кредитные убытки (NIL — Net Investment in Lease / ЧИЛ — чистая инвестиция в лизинг) — это приведенная стоимость всех планируемых лизинговых платежей, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС).
Показатель достаточности капитала первого уровня (по Базелю III) — способность финансовой организации компенсировать возможные финансовые потери за счёт собственных средств. Показатель известен также как коэффициент финансовой автономии (КФА): КФА = Собственный капитал первого уровня / Активы, взвешенные с учётом риска.
Основные показатели Европлан за 2023 год:
Согласно дивидендной политике, Европлан стремится выплачивать дивиденды не реже одного раза в год. Компания может выплачивать промежуточные дивиденды по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и по итогам финансового года.
Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли. Совокупный размер дивидендов по итогам отчётного года может составлять не менее 50% размера чистой прибыли за отчётный год по данным Консолидированной финансовой отчетности.
При этом Совет директоров вырабатывает рекомендации по вопросу выплаты дивидендов с учётом текущего финансового и конкурентного положения Компании, а также перспективы её развития, включая прогнозы операционного денежного потока и размещения чистой инвестиции в лизинг, потребности в привлечении заёмных средств и прочие факторы, влияющие на сохранение финансовой устойчивости и гибкой структуры капитала.
Европлан стабильно и быстро растет, а также регулярно выплачивает дивиденды:
Об актуальных новостях компании можно узнать из раздела «Пресс-центр» на сайте, публикаций информационного агентства Интерфакс, в телеграм-канале Европлан Инвестиции, а также на инвестиционных площадках Тинькофф Пульс, БКС Профит и Smartlab.
Ставки по договорам лизинга — фиксированные, и представляют собой процентный доход.
Финансирование, которое мы приобретаем, мы оформляем в фиксированных или в плавающих ставках. Если мы берем финансирование в плавающих то, как правило, заключаем СВОП по переворачиванию плавающей ставки по фондированию в фиксированную.
Это позволяет:
Клиенты это ценят и в том числе поэтому 88% из них рекомендуют Европлан.
Значение процентного риска можно посмотреть в нашей отчетности по МСФО за 6м2024г (стр.48), в которой показан анализ чувствительности прибыли на изменение процентных ставок.
Для того чтобы с запасом проходить периоды турбулентности и иметь капитал на случай роста лизингового портфеля, мы считаем, что достаточность капитала должна быть на уровне не менее 17% (показатель Капитал /Активы за вычетом денежных средств, далее — «Достаточность капитала»).
Основной подход при выплате дивидендов в Европлане без ухудшения показателя Достаточности капитала
При ROE 37% и при росте лизингового портфеля:
У нас на этот счет две мысли. Делимся с вами:
С одной стороны, ускоренный или скачкообразный рост цен на технику, в том числе за счёт повышения утильсбора или ухудшения платежей за импорт может значительно снижать или откладывать спрос на неё со стороны владельцев бизнеса, так как ещё вчера платёж за машину был условно 100 тыс. руб. в месяц, а теперь резко стал 120 тыс. руб. Но при этом техника в экономике по-прежнему нужна и возможно её будут приобретать за любую стоимость, потому что ниже цены уже точно не будут с учетом уровня официальной инфляции в экономике, приближающегося к 10%.
С другой стороны, повышение утильсбора может даже подействовать на рынок лизинга и положительно, так как вырастет денежное выражение каждой передаваемой в лизинг импортной единицы техники, что позволит частично компенсировать уже состоявшуюся и продолжающуюся денежную инфляцию издержек. https://www.kommersant.ru/doc/7198646