Лизинг автомобилей — финансовая услуга для нашей страны уже привычная, но все-таки молодая, в России соответствующий рынок начал развиваться меньше 30 лет назад. Иначе ситуация обстоит на Западе: первый бизнес по прокату автомобилей появился в США еще в 1918 году (компания Rent-A-Car), а в начале 40-х предприниматель из Чикаго Золи Фрэнк придумал не просто использовать транспортные средства как объекты аренды, а сдавать целый автопарк в долгосрочный лизинг. В целом мнения по поводу точной даты происхождения лизинга как финансовой услуги разнятся, ключевых людей в ее истории также называют самых разных — например, Генри Форда, который в 30-е применял аренду для увеличения сбыта машин. Но именно Фрэнк получил статус «отца» автолизинга: до сих пор в основе этой услуги лежит его схема 1941 года.
Во Вторую мировую войну правительство США запустило программу ленд-лиз. В ее рамках союзники страны могли получать продовольствие, оборудование, технику и другие полезные ресурсы, которые к окончанию боевых действий нужно было оплачивать посредством займов на долгий срок и без процентов, а в некоторых случаях — возвращать обратно. Доля автомобилей в соотношении к общим поставкам и производству составляла 64% процента, уступая лишь доле ж/д рельсов — 72%.
Масштабное развитие лизингового бизнеса началось в 50-е годы. Тогда стали появляться специализированные компании, для которых лизинг был основным видом деятельности: U.S. Leasing Corp., Boothe Leasing Corp., Chandler Leasing, GECC и другие. Государство стимулировало перспективную отрасль, а чуть позже к лизинговым операциям подключились и коммерческие банки США. Корпоративные клиенты активно пользовались услугой, так что объемы лизинга к 1960 году включали в себя 600 тыс. автомобилей при годовой выручке компаний в 750 млн долларов.
Тогда же лизинг переместился через океан в Европу, где, например, в 1962 году, в Дюссельдорфе, возникла Deutsche lising GMbH, существующая до сих пор. Услуга распространилась и на Азию, в результате чего позже сформировался «треугольник» регионов с самым развитым лизингом: Соединенные Штаты, Западная Европа, Япония. Лидерство этих стран в сегменте сохраняется и сейчас.
Важным моментом в автолизинге 60-х стал приход на этот рынок крупных производителей вроде Chrysler, Ford и GM, которые поняли тогда все преимущества финансовой услуги и решили ее использовать. Рост популярности лизинга привел к тому, что к концу десятилетия компаниям показалась удачной идея заключать сделки не только с корпоративными клиентами, как преимущественно было до этого, но и с обычными потребителями. Они стали предлагать физическим лицам автомобили в аренду по субсидированной процентной ставке на некоторый срок и с возможностью выкупа. Если до этого лизинг вследствие своей новизны все еще казался многим не самой привлекательной услугой (сильную конкуренцию ей составляли ссуды от банков и страховых компаний), то уже к 80-м годам суммарный объем выручки лизинговых компаний США достиг миллиарда долларов. Значительную роль в бурном развитии играл именно лизинг автотранспорта: так, с 1977 по 1984 в Америке лизинговый автопарк составлял около 1 млн 300 тыс. машин. А в Западной Европе автолизинг оказался для автопроизводителей наиболее эффектным механизмом реализации продукции, и также стал крайне популярен.
Чуть позже лизинг пришел и на территорию России. До 90-х годов услуга в стране была практически не развита (в основном приобретались в рамках международного лизинга такие дорогостоящие объекты, как морские суда и самолеты), но в начале десятилетия, после перевода предприятий на арендные формы хозяйствования, внутренних лизинговых сделок становилось все больше. Соответствующие компании появлялись как при участии госбанков, так и на негосударственной основе. В 1994 возникла Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг». К 1997 году общий объем сделок, заключенных участниками ассоциации, составил 2,8 трлн рублей.
Кризис 1998 года сильно ударил по лизинговым компаниям, однако в посткризисный период отрасль показала значительный рост. Многие из ключевых сегодня в России представителей лизингового сегмента появились на рынке именно после событий 1998. Лизинг автотранспорта для определенной части этих компаний был началом деятельности, после которого организации расширяли диапазон финансируемой продукции. Европлан был основан в 1999 году, но все 18 лет старался следовать единому вектору: предоставлению в лизинг легкового и грузового транспорта. Такая стабилизация позволила компании в итоге стать лидером сегмента в России, добившись перед этим множества успехов на рынке. Подробно о достижениях Европлана и вехах его развития вы можете прочитать в отдельном разделе, посвященном истории компании.
В 2000-е, с экономическим ростом, лизинговый бизнес в стране продолжал набирать обороты. Компании активно наращивали клиентские базы, устанавливали доверительные отношения с партнерами, совершенствовали качество предоставляемых услуг. Позитивно влияли на ситуацию и поправки в законодательство: например, в 2002 появилась гл. 25 НК РФ, частично закрепившая льготный налоговый режим для сделок лизинга.
Эволюция российского лизинга продолжается и сегодня. А основным его драйвером выступает именно автолизинг, доля которого по итогам 2016 года составила 35%. Едва ли роль этого сегмента в ближайшее время понизится: люди все чаще предпочитают лизинг другим способам покупки автомобиля, а производители все больше понимают выгоду партнерства с лизинговыми компаниями. По-прежнему многим россиянам важно сразу иметь автомобиль в своей собственности — в отличие от, например, жителей Европы, которые на первое место ставят факт пользования, а не обладания транспортным средством. В том числе по этой причине здесь услуга лизинга развивается медленнее, чем за рубежом. Однако это означает и то, что лизинговой сфере в России предстоит пройти большой путь эволюции, которая происходит на наших глазах.
Европлан, в свою очередь, стремится не просто соответствовать ситуации на рынке, но опережать ее, приносить максимум пользы клиентам и оставаться важной частью развития лизинга в России.