Пресса о Европлане

11.02.2014

Лизинг спецтехники: вслед за проектами

Лизинг спецтехники — лакмусовая бумажка для определения состояния экономики.

Сегмент лизинга спецтехники зависит от состояния экономики в целом и от состояния строительной отрасли. «По некоторым видам техники, особенно дорогостоящим, доля продаж с использованием лизинга доходила в лучшие времена и до 80%. По массовым видам, таким как автопогрузчики — до 30—50%, — рассказывает Александр Михайлов, вице-президент по развитию компании EUROPLAN. — Лизинг строительной техники в период кризиса сильно пострадал вместе со спросом на строительную технику в целом. Сейчас все надеются, что новый кризис, сопровождающийся сворачиванием крупных инфраструктурных проектов, все-таки не наступит. Сегмент спецтехники всегда оказывается в клещах падения продаж самоходных машин, удорожания стоимости денег и снижения рентабельности строительства, задержек оплат подрядчикам. Это приводит к большему снижению объемов, чем в других сегментах. По оценкам исследователей, в кризис 2009 года объем лизинга строительной и специальной техники упал почти на 90%. Тогда же начало расти количество возвратов строительно-дорожной и грузовой спецтехники, его досрочного выхода из лизинга. Эта тенденция затронула все регионы страны» «Можно выделить два основных источника спроса на лизинг спецтехники. Первый — это восстановление компаниями существующего парка спецтехники. Сегодня рынок Северо-Запада достаточно хорошо укомплектован новой техникой, и обновление парка производится в плановом режиме. Второй источник — это реализация в регионе новых крупных инфраструктурных и других проектов, связанных со строительством», — рассказывает руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко. «Сейчас в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в СЗФО в целом есть достаточное количество действующих проектов, от строительства стадиона на Крестовском острове и ЗСД до строительства и реконструкции сети автомобильных и железных дорог», — продолжает генеральный директор Петербургской лизинговой компании (ПЛК) Дмитрий Горизонтов. «Крупные проекты федерального и регионального уровня, как правило, зависят от финансирования из бюджета. Опыт прошлого года показал, что неравномерность освоения бюджета сказалась на потребностях крупных строительных компаний в лизинге», — подчеркивает руководитель дивизиона «Санкт-Петербург» ГК «Балтийский лизинг» Андрей Бугров. На лизинг в Санкт-Петербурге и СЗФО приходится порядка 13% общероссийского объема.

Тем не менее все опрошенные компании отмечают бойкий спрос со стороны лизингополучателей на спецтехнику. Ликвидные позиции — экскаваторы, фронтальные погрузчики, автокраны, бульдозеры, буровые установки и т. п. «В прошлом 2013 году традиционно приобретались экскаваторы (Komatsu, Hitachi, JCB, Hyundai, HIDROMEK и т. д.), бульдозеры (Komatsu, Caterpillar, Shantui), заводы для производства асфальта и бетона (Libher, Speco), бурильные установки (Vermeer), самоходные буровые установки (Ditch Witch), различные погрузчики (JCB, Komatsu, Jungheinrich, Toyota, Still, Hidromek) и другая техника», — расшифровывает Андрей Бугров. При этом компании ставят во главу угла диверсификацию портфеля. «Специальная техника в портфеле ООО «ПЛК» занимает порядка 15%. В течение последних двух лет доля значительно не изменяется — это внутренняя политика компании, согласно которой доля одного вида имущества не должна превышать 15%. Доля специальной техники в структуре нового бизнеса — также 15%», — говорит Дмитрий Горизонтов. «Принцип диверсифицированности лизингового портфеля по видам активов является для нас основополагающим. На протяжении нескольких последних лет доля спецтехники в нашем портфеле составляет примерно 25%. Оставшаяся часть портфеля разбита на три примерно равные части — около 25% каждая, а именно — на оборудование, автотранспорт и железнодорожные вагоны», — говорит Андрей Донченко. «Строительная и специализированная техника занимает в портфеле ГК «Интерлизинг» чуть более 30%, и в компании за последние годы доля существенно не изменилась. Доля строительной и спецтехники в СЗФО немного возросла», — говорит руководитель Северо-Западного дивизиона компании «Интерлизинг» Сергей Жарков.

Особенности традиционны

Лизинг спецтехники предполагает работу с очень широким спектром клиентов. В этом сегменте очень много малых предприятий, которым требуются свои специфичные подходы со стороны лизинговых компаний (например, очень важны скорость рассмотрения заявок и упрощенные процедуры при одобрении). С другой стороны, есть очень крупные операторы парков спецтехники. И к ним необходимо применять иные подходы — более индивидуальные. «Другой важный фактор этого сегмента — его сезонность. Следствием этого является не столько изменение графиков лизинговых платежей с учетом сезонности (это достаточно редкая опция), сколько глобальное повышение спроса на технику в определенные месяцы, в первую очередь — в феврале-апреле, с началом строительного сезона», — добавляет Сергей Жарков.

Особенности присутствуют в крупных проектах или в проектах с дорогостоящей специализированной строительной техникой: такая техника обычно контрактуется (приобретается) непосредственно у заводов-изготовителей за рубежом по международному контракту, и сами условия договора лизинга индивидуальны. В таких договорах обычно присутствует сезонность лизинговых платежей, нестандартный срок или аванс.

Средний срок лизинга спецтехники, по данным компаний, составляет 36 месяцев. Достаточно частыми являются сделки на срок 24—48 месяцев. «Авансы в целом соответствуют другим лизинговым сегментам и находятся на среднем уровне — 20—25%», — говорит Андрей Донченко. Удорожание в среднем находится в пределах 8% в год, добавляет Сергей Жарков. «Стоимость техники — до 6,5 млн рублей, аванс — от 10%, срок принятия решения — семь минут!» — такие параметры анонсируют в «Балтийском лизинге».

«Возьмите обратно»

Эксперты выделяют следующие тенденции на рынке лизинга спецтехники. «Идет сокращение темпов роста в подклассе дорожно-строительной техники и опережающий рост в подклассах спецтехники на автомобильном ходу, погрузочном, для ЖКХ», — рассказывает Александр Михайлов. «Я наблюдаю рост количества розничных или небольших сделок на одну-две единицы. Это связано с выходом на рынок розничного лизинга ряда компаний с участием банков с государственной долей. Вторая тенденция — рост спроса со стороны крупных заказчиков на операционный лизинг строительной и специальной техники. В данном случае, в отличие от традиционного в России финансового лизинга, по окончании договора техника может быть возвращена лизингодателю», — говорит Сергей Жарков. Рост спроса на возвратный лизингвозвратный лизинг в 2013 году обусловлен отменой налога на имущество. Лизингополучатели, до 1 января 2013 года закупившие и поставившие технику на баланс, экономили на налоге на имущество, получали налоговые преференции с помощью лизинга, высвобождали дополнительные оборотные средства для бизнеса. «Тенденция спроса на возвратный лизинг сохраняется, и считаю, что спрос будет и в 2014 году, хотя несколько меньше по сравнению с 2013-м», — говорит Сергей Жарков. Очевидно, что при механизме возвратного лизинга, когда техника возвращается лизингодателю, последний тяготеет к качественному оборудованию и пристально смотрит на страну-производителя.

«На рынке существует спрос на технику практически всех производителей. Мы просчитывали с нашими клиентами разные варианты техники для различных проектов и понимаем, что в определенных случаях для реализации проекта выгоднее брать, например, более дешевую китайскую технику. Но в этом вопросе важной может стать позиция лизинговой компании в отношении предмета лизинга. Как правило, лизинговой компании гораздо интереснее иметь в качестве предмета лизинга самую лучшую и надежную технику как обеспечение рисков по проекту. Ведь срок эксплуатации, остаточная стоимость и ликвидностьликвидность такой техники значительно выше аналогов», — говорит Андрей Донченко. «Если говорить о бульдозерной, экскаваторной технике, погрузчиках, то наши партнеры приобретают в лизинг технику корейских, японских, а также российских производителей. Техника европейских производителей также пользуется спросом, хотя в портфеле ПЛК ее меньше», — рассказывает Дмитрий Горизонтов. «Наибольшим спросом по запросам наших клиентов, как и ранее, пользуется европейская и корейская техника. Европейцы популярны в первую очередь из-за качества и высокой остаточной стоимости. Корейцы на рынке известны лучшим соотношением «цена — качество». Отечественная техника пользуется популярностью в отдаленных от районных центров регионах из-за высокой ремонтопригодности и простоты обслуживания, не требующего специализированных кадров», — добавляет Сергей Жарков. «Мы запустили спецпрограмму по технике китайского производства. Данный продукт оказался не только очень востребован со стороны клиентов, но и весьма интересен непосредственно поставщикам техники», — отмечает Андрей Бугров.

Две группы конкурентов

При заводах-производителях часто существуют собственные лизинговые компании (кэптивные). К плюсам специализированных лизингодателей при заводах-производителях, перечисляет Андрей Донченко, можно отнести три основных фактора. Во-первых, эти компании достаточно плотно интегрированы в службу продаж компании-производителя и, соответственно, получают прямой оперативный доступ к клиентам-покупателям, что дает им весомые преимущества в расширении клиентской базы. Второй фактор связан с тем, что, будучи по факту одной бизнес-структурой, производитель и лизинговая компания могут перераспределять маржинальный доход между собой и делать акцент на том факторе, который более важен для клиента (цена техники или стоимость лизинга). Третий фактор — кэптивные лизинговые компании могут брать на себя более высокие риски при лизинге, поскольку обладают исключительными компетенциями в предмете лизинга и в возможности его реализации на вторичном рынке с использованием потенциала дилеров материнской компании.

Главным же минусом кэптивных лизинговых компаний по сравнению с универсальными лизингодателями является их узкая специализация. Данные компании часто просто не могут работать с другими видами техники. «Поэтому в очень распространенной практической ситуации, когда клиент покупает несколько видов техники, ему гораздо удобнее сотрудничать с одной универсальной лизинговой компанией по всем типам приобретаемых предметов лизинга», — говорит Андрей Донченко. Кроме того, специфика работы кэптивных компаний приводит к практически полному отсутствию диверсификации рисков по виду актива. Узкая специализация ставит лизинговую компанию в очень сильную зависимость как от производителя отдельной марки техники, так и от общей ситуации в сегменте рынка, где используется данная техника. Поэтому подобные компании подвержены серьезным рискам как при кризисах экономики в целом, так и в случае стагнации отдельных профильных отраслей и сегментов рынка.

Источник: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=6208807

Поделиться:

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80