В конце марта 2014 года состоялась конференция РБК «Быстрорастущая Россия: компании в поисках капитала». На ней вице-президент Европлан Александр Михайлов представил бизнес-кейс «Европлан» и анализ факторов роста крупнейшей в России автофинансовой компании. Г-н Михайлов выступил совместно с Вадимом Узбергом, партнером инвестиционных фондов Baring Vostok (Baring Vostok – один из основных владельцев бизнеса Европлан). Г-н Узберг рассказал об успешности работы фондов прямых инвестиций и истории вложений в Европлан.
Участники конференции познакомились с историей построения автофинансового бизнеса Европлан и развития других продуктовых направлений компании (с 2011 года – страхового, с 2012 – банковского). Компания работает на быстрорастущем рынке автофинансирования. За последние четыре года среднегодовой рост рынка составил 87%. Рост чистых активов компании за десять лет составил 3400%, рост капитала – 1800%. При этом команде Европлан удалось значительно увеличить число лизинговых сделок с низкой стоимостью риска благодаря тщательному управлению качеством портфеля и диверсифицированному фондированию операций.
Александр Михайлов также рассказал о модели бизнеса Европлан, изначально ориентированной на клиента и его потребности в пользовании автотранспортом. Следствием и доказательством успешности такой модели является постоянное лидерство Европлан по количеству заключаемых договоров лизинга. К настоящему моменту лизингополучателями компании стали более 50 000 компаний и индивидуальных предпринимателей, более 50% из которых обращаются за повторным лизингом.
Еще один фактор успешности Европлан на рынке – централизованная система управления бизнесом. Она включает в себя не только координацию деятельности филиальной сети из штаб-квартиры в Москве, но и централизованное управление рисками, единый back office и общую IT-систему.
В своем выступлении г-н Михайлов также подчеркнул важность инвестиционной прозрачности и аудита Европлан компаниями «большой четверки» – с момента основания компании и до сегодняшнего дня. Кроме того, Европлан развил систему фондирования не только от банков-кредиторов, но и на рынках капитала. С 2005 года компания получила десятки кредитов на сумму более 30 млрд. руб. и разместила 5 облигационных займов на сумму 10,5 млрд. рублей. При этом Европлан одним из первых в России привлек синдицированный кредит от нескольких кредитных организаций. Всего за время работы компании на рынке были осуществлены:
В заключение Александр Михайлов еще раз подчеркнул, что управленческая команда Европлан нацелена на глубинное изучение потребностей покупателей автотранспорта в секторе малого и среднего бизнеса. В результате автофинансовые продукты компании отвечают требованиям клиентов и снижают финансовую нагрузку на их бизнес – они выгодны клиентам. Именно поэтому сохраняет многолетнее лидерство в сегменте автолизинга для МСБ.