Похоже, это ближайший к вам город, где есть подразделение Европлана.

Выберите город

Если нужного города нет в списке, выберите ближайший.

×

Лизинг возвращается к жизни

Объемы изъятия грузовой техники существенно замедлились в третьем квартале года, чему способствовало смягчение денежно-кредитной политики Банка России - размеры лизинговых платежей уменьшились и финансовая нагрузка на бизнес стала меньше, пояснил директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев

 

НАСКОЛЬКО РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК БЛИЗОК К ВОССТАНОВЛЕНИЮ

Лизинговые компании зафиксировали РОСТ объема РЕАЛИЗАЦИИ грузовой ТЕХНИКИ после волны ее возвратов в течение 2025 года. Почему это может свидетельствовать о частичном ВОССТАНОВЛЕНИИ рынка автомобильных ГРУЗОПЕРЕВОЗОК.

Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовой техники транспортными операторами - объем реализации в четвертом квартале превысил на 10% показатель по изъятиям, заявил Александр Николаенко, руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации (в нее входят крупнейшие игроки лизингового рынка - "ВТБ Лизинг", "Газпромбанк Лизинг", "Сбербанк Лизинг", - а также страховые компании и другие организации, которые связаны с этим рынком), в ходе конференции ассоциации "АвтоГрузЭкс" и комитета по транспортной логистике "Деловой России". Такая активность - косвенный признак восстановления рынка автомобильных грузоперевозок, в течение 2025 года находящегося под давлением низких ставок на транспортировку и снижения объемов отправок.

Транспортные компании также фиксируют сокращение стоков грузовиков у лизинговых операторов и в целом говорят об оживлении спроса на перевозки, выраженном, в частности, в достижении баланса между количеством доступного транспорта и грузов на рынке. К началу декабря тарифы также увеличились в среднем на 13,4% по отношению к октябрю, до 74,7 руб. за километр. В "АвтоГрузЭкс", объединяющей порядка 20 транспортных компаний, ожидают рост объема отправок с третьего квартала 2026 года.

По данным Объединенной лизинговой ассоциации, за три квартала этого года изъятие грузовой техники достигло почти 52 тыс. единиц и затронуло все основные виды грузовиков - самосвалы, прицепы, седельные тягачи и прочие. Всего за девять месяцев 2025-го, по данным Национального агентства промышленной информации, лизинг грузовых автомобилей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократился на 51,6%, до 37,3 тыс. единиц. При этом объемы изъятия "существенно" замедлились в третьем квартале, чему способствовало смягчение денежно-кредитной политики Банка России - размеры лизинговых платежей уменьшились и финансовая нагрузка на бизнес стала меньше, отметил Анатолий Перфильев, директор по банковским рейтингам "Эксперт РА".

Крупнейшие лизинговые компании, которые опросил РБК, подтвердили постепенное снижение объемов изъятий, однако пока они осторожны в прогнозах относительно восстановления рынка грузоперевозок.

 

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ РЫНОК

 

По оценке Федора Грачева, директора по рискам и аналитике "Европлана", реализацию возвращенных автомобилей удалось нарастить "опережающими темпами" за последнее время благодаря инвестициям в продажи и через увеличение доли повторного лизинга изъятых машин в новом бизнесе. "В четвертом квартале мы изымаем менее тысячи транспортных средств в месяц, а реализуем более тысячи", - сказал он. Грузовых автомобилей в этом потоке примерно 50%, включая полуприцепы, уточнил Грачев.

Так, баланс сместился в сторону снижения стоков изъятых автомобилей. "Это произошло в том числе потому, что постепенно дозревают старые проблемные сделки и применяется более консервативная риск-политика в новых", - объяснил Грачев. При этом "большого роста" спроса на коммерческий транспорт в компании не наблюдают, что свидетельствует о преждевременности оценок относительно восстановления рынка грузоперевозок.

 

Александр Ганчев, замгендиректора "ВТБ Лизинга", напротив, называет текущую активность в реализации грузовиков важным, хотя и косвенным, признаком начавшейся стабилизации. Ключевые индикаторы - "устойчивое" превышение продаж над изъятиями техники и оживление спроса на нее, исходящего в основном от операторов грузоперевозок. Например, за октябрь - ноябрь "ВТБ Лизинг" реализовал около 900 единиц техники, в то время как объем изъятий за тот же период составил в 2,5 раза меньше.

"Волна массовых возвратов, пик которой пришелся на первый квартал 2025 года, идет на спад и по динамике сопоставима с показателями первого квартала 2024 года. Если текущие темпы сохранятся, то по итогам второго полугодия изъятий будет в 1,5 раза меньше, чем в первом", - заключил Ганчев.

 

КАКИЕ ПРОГНОЗЫ

 

В "ВТБ Лизинге" полагают, что восстановление рынка грузоперевозок "будет происходить постепенно". По мнению Ганчева, его динамика в 2026 году будет "критически зависеть" от роста грузооборота, стабилизации тарифов и доступности финансирования для перевозчиков. "В этой ситуации стратегия "ВТБ Лизинга" сочетает активную работу с возвращенным парком и готовность наращивать новый бизнес по мере укрепления конъюнктуры", - подчеркнул Ганчев.

По мнению Перфильева, объем лизинга грузовиков остается на низком уровне относительно прошлого года в результате насыщения рынка в 2023 году и первом полугодии 2024-го, а также из-за "больших" стоков техники на вторичном рынке, среди которых есть практически новые авто (возраста одного-двух лет). Тренд на восстановление рынка грузоперевозок есть, продолжает эксперт, но это небыстрый процесс, и возвращение к состоянию, близкому к докризисному, возможно под конец 2026 года при отсутствии новых "экономических потрясений". Продолжение текущей тенденции может привести к постепенному росту лизинга грузовой техники по мере повышения инвестиционной активности бизнеса и снижения стоков б/у техники, полагает он.

По прогнозам Объединенной лизинговой ассоциации, в первом квартале 2026 года совокупный размер стока лизинговых компаний сократится более чем вдвое, с 20 тыс. до 8-10 тыс. единиц техники. Рынок автомобильных грузоперевозок, в свою очередь, вырастет до 2,73 трлн руб. в денежном выражении, превысив прогнозные результаты этого года на 3,8%, ожидают в компании ПЭК.

Оператор видит несколько сценариев развития отрасли в следующем году. Пессимистичный предполагает рост ключевой ставки, падение деловой активности и снижение объемов потребления. Однако даже в этом случае компания прогнозирует повышение спроса до 3%, который будет обеспечиваться за счет планового наращивания мощностей в производственном и аграрном секторах. Нейтральный подразумевает сохранение ключевой ставки на текущем уровне и рост спроса на перевозки до 7%. Последний, полагают в ПЭК, наиболее вероятен в первой половине 2026 года. К концу 2026 года компания рассчитывает на оптимистичный сценарий: снижение ключевой ставки до 13%, повышение деловой активности, объемов потребления, а также рост спроса до 16%.

Тренд на восстановление рынка грузоперевозок есть, но это небыстрый процесс, и возвращение к состоянию, близкому к докризисному, возможно под конец 2026 года при отсутствии новых экономических потрясений, прогнозирует директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев

₽2,73 трлн составит объем российского рынка грузоперевозок в первом квартале 2026 года, по прогнозам транспортной компании ПЭК