Автолизинг покатился

Сегмент автолизинга в 2024 году покажет отрицательную динамику, участники рынка ждут сокращения числа сделок на 5-7%, а их объема - на 12- 20%. Основные причины - высокие кредитные ставки, инфляция и реализованный в 2023 году отложенный спрос, который позволяет лизингополучателям не торопиться с покупкой новых машин.

На фоне сложной рыночной конъюнктуры объем сделок в 2025 году может сократиться в пределах 15%.

Объем нового бизнеса в автолизинге по итогам 2024 года может снизиться на 12% год к году, до 1,6 трлн руб., прогнозирует "Эксперт РА". Младший директор агентства по банковским рейтингам Анатолий Перфильев поясняет, что активность бизнеса существенно снизили высокие процентные ставки и продолжающийся рост цен. Основная причина отрицательной динамики - сокращение сегмента грузового транспорта, который в 2023 году показал очень высокий объем нового бизнеса в условиях реализации отложенного спроса, подчеркивает эксперт.

Директор департамента продаж "Газпромбанк Автолизинга" Николай Фомин отмечает, что рекордных результатов в автолизинге по итогам 2024 года ждать не приходится. По прогнозу компании, новый бизнес в сегменте сократится на 20% год к году, до 1,93 млрд руб. без учета НДС. Управляющий директор ГК "Альфа-Лизинг" Максим Агаджанов прогнозирует сокращение рынка и в сделках - на 5-7%.

Замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров напоминает, что автолизинг традиционно более динамичен, чем другие ниши. "Замедление темпов роста нового бизнеса относительно прошлого года было самым маленьким в сравнении с прочими крупными лизинговыми сегментами", - говорит он, соглашаясь, что на негативную динамику в первую очередь повлияли высокие ставки, инфляция и удовлетворенный спрос в 2023 году.

Последнее позволило лизингополучателям с большей легкостью отложить вопрос получения лизинговой услуги "до наступления лучших времен", добавляет эксперт.

По подсчетам "Эксперт РА", в 2024 году превалирующую долю в автолизинге в денежном выражении сохранят за собой грузовики (55%). По легковым автомобилям и автобусам ожидается рост в пределах 10 процентных пунктов: доли составят примерно 39% и 6% соответственно, уточняет господин Перфильев. Именно эти сегменты автолизинга были драйверами спроса, рассказывали участники рынка (см. "Ъ" от 29 октября 2024 года).

Оценки участников отрасли относительно среднего чека по договору лизинга в 2024 году в автомобильном сегменте разнятся. По данным "Газпромбанк Автолизинга", средний чек без учета НДС по грузовикам вырос на 9%, до 14,82 млн руб., по легковым автомобилям - на 1%, до 5,86 млн руб., легкому коммерческому транспорту и спецтехнике - на 12%, до 4,18 млн и 23,3 млн руб. соответственно. Во "Флит Автолизинге" фиксируют рост по договору лизинга на 37%. Причины - индексация утиль сбора, рост стоимости фондирования и цен на автомобили. По оценке первого замгендиректора ЛК "Европлан" Ильи Ноготкова, средний чек остался на уровне прошлого года - 4,2 млн руб. на одну сделку. В "Альфа-Лизинге" говорят о снижении среднего чека. Как поясняет Максим Агаджанов, это связано со снижением цен на новые предметы лизинга. "Поставщики заинтересованы в распродаже своих стоков, а в условиях высокой ключевой ставки поставщикам невыгодно содержать сток, за который нужно платить рыночные проценты", - отмечает топ-менеджер. Также на ситуацию влияют скидки производителей, стимулирующие спрос, и факт того, что сейчас клиенты отдают предпочтение наиболее выгодным предметам лизинга с минимальной ценой. "Когда клиент не знает, какой автомобиль ему лучше выбрать, он приобретает самый доступный", - резюмирует господин Агаджанов. В "Интерлизинге" добавляют, что средний чек в сегменте легковых автомобилей сейчас находится на уровне 7 млн руб., самые востребованные бренды - Lada и китайские Geely, Haval, Tank, JAC.

В "Эксперт РА" полагают, что в 2025 году автолизинг продолжит снижение на фоне сложной рыночной конъюнктуры, а также повышенных инфляционных ожиданий и ключевой ставки. В АКРА не ожидают выраженного роста нового бизнеса в текущем году по тем же причинам. "Столь продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики будет иметь все более комплексное воздействие на лизинг, особенно если рост ставок продолжится", - считает господин Асатуров. Гендиректор "Флит Автолизинга" Алексей Смирнов прогнозирует, что рынок автолизинга текущего года сократится минимум на 15%. По мнению Максима Агаджанова, в случае дальнейшего роста ключевой ставки и стоимости новых автомобилей спрос на автолизинг может снизиться на 10-15%.


ЦИТАТА



Рассчитываем, что адресное финансирование поддержит производство в транспортном секторе и, конечно, у смежников и будет способствовать обновлению автопарка в стране - Михаил Мишустин, премьер-министр РФ, 11 декабря 2024 года

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80