Экскаваторы не поднимают спрос

Темпы роста продаж российской спецтехники по итогам семи месяцев замедлились до 4%, а за июль отгрузки сократились на 8% год к году, до 5,9 млрд руб. Участники рынка считают, что продажи в денежном выражении могут расти только за счет роста цен, тогда как в натуральном - производство снижается из-за слабого спроса и конкуренции с импортом из Китая. На рынке сказываются и снижение активности в строительном секторе, и сокращение инфраструктурных расходов.

Продажи российской дорожно-строительной техники (ДСТ) и спецтехники в январе - июле выросли на 4%, до 44,4 млрд руб., подсчитали в "Росспецмаше" (объединяет данные заводов, выпускающих 80% от всей российской ДСТ). Динамика отгрузок в годовом выражении ухудшается. В первом квартале продажи росли на 9,2% год к году, по итогам первого полугодия - на 6% (см. "Ъ" от 5 августа).

В июле продажи ДСТ сократились на 8% год к году, до 5,9 млрд руб. Как уточнили в "Росспецмаше", в этом году отгрузки ДСТ в деньгах также снижались в марте и мае по сравнению с аналогичными периодами 2023 года.

В натуральном выражении, по данным "Росспецмаша", за семь месяцев выросли отгрузки телескопических погрузчиков (в 2,6 раза), экскаваторов-погрузчиков (в 2,3 раза), фронтальных погрузчиков ( на 62%) и гусеничных бульдозеров (на 29%). Сократились на 45% продажи экскаваторов, на 34% - кранов-трубоукладчиков, на 24% - автокранов, на 11,5% - автогрейдеров, на 8% - дорожных катков и на 6% - мини-погрузчиков. Как отмечают в "Роспецмаше", на отрасль в первую очередь негативно влияют высокая ставка ЦБ и рост издержек при большой доле импорта в основном из Китая.

Гендиректор ассоциации "Спецавтопром" Денис Кудрявцев говорит, что продажи в денежном выражении могут расти в отдельных сегментах из-за увеличения цен в среднем на 10-15% за год, но в натуральном выражении производство ДСТ стремится вниз. По его словам, за исключением некоторых заводов, выпускающих отдельные виды техники, альтернативу ушедшим европейским и американским брендам, или, например, производящих специальную технику в узких сегментах, продаж нет. Как отмечает Денис Кудрявцев, новых тендеров стало меньше, по объявленным могут быть задержки с оплатой. В прошлом году большой объем российской ДСТ поставлялся в новые регионы, но в этом году на эти территории стали активно ввозиться китайские бренды, добавляет он.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что на Китай по итогам 2023 года пришлось более 80% импорта ДСТ в России, а китайские компании обычно проводят довольно агрессивную политику по наращиванию доли рынка. Директор по продажам ЛК "Европлан" Иван Коровников отмечает, что основное влияние на продажи спецтехники оказывает жесткая денежно-кредитная политика, нацеленная на ограничение избыточного расширения внутреннего спроса. В "Европлане", по его словам, с января по июль число сделок по самоходной технике и ДСТ выросло на 7%.

Господин Бабанский добавляет, что на рынке спецтехники сказывается и некоторое снижение активности в строительном секторе в связи с высокой стоимостью финансирования. Например, девелоперы в этом году запускают меньше новых проектов, также меньшая активность характерна для инфраструктурной стройки, говорит он. По подсчетам Sherpa Group, темпы роста объема строительных работ в РФ в первом полугодии в сопоставимых ценах замедлились до 3,9% против 9,5% годом ранее. Аналитики связывают изменения с завершением нацпроектов, стартовавших в 2018-2019 годах, высокой ключевой ставкой и снижением инвестиционной активности. Объем инфраструктурных расходов бюджетов российских регионов по итогам первого полугодия сократился на 14,5%, до 649,5 млрд руб., вероятно, из-за неопределенности в отношении будущих нацпроектов, отмечают в Sherpa Group.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80