Пресса о Европлане

07.08.2014

Лизинг стройтехники: падение в карьер

Объем лизинговых операций в сегменте строительной и дорожной техники снижается, и компании пытаются преодолеть эту тенденцию каждая по-своему.

Сокращаются бюджеты строительства, а за ними — покупка новой техники. "Эксперт РА" еще на старте волны колебаний валют прогнозировал российскому рынку снижение объемов лизинговых операций в сегменте строительной техники в 2014 году примерно на 11%, и у этого прогноза есть все шансы оправдаться. Напомним, 2012 год был фактически "нулевым", а в 2013 году — зафиксировано небольшое снижение. Нынешнее же падение становится все более очевидным — многие продавцы техники фиксируют, в лучшем случае, низкие темпы роста продаж, а в худшем — и падение объемов.

Курс на снижение

Основная проблема, с которой пришлось столкнуться всем участникам рынка (продавцам, лизинговым компаниям, лизингополучателям), — это повышение курса валют в начале года. Большая часть покупаемой техники является импортной, и изменение курса приводит к увеличению стоимости предмета лизинга.

"Темпы повышения никоим образом не совпадают с динамикой рентабельности бизнеса, — сетует Андрей Бугров, руководитель дивизиона "Балтийского лизинга" по Петербургу. — Поэтому некоторые компании пересмотрели свои планы по приобретению техники, перенеся принятие решения на более поздний срок".

По словам Андрея Бугрова, после стабилизации курса (а особенно после некоторого его падения) спрос понемногу стал оживать, но недостаточно бодро для того, чтобы повернуть ситуацию вспять. Общеэкономическая ситуация остается по-прежнему нестабильной, отсутствуют новые крупные инфраструктурные проекты, и на текущий момент на рынке строительной техники наблюдается серьезное сокращение спроса и отсутствие крупных контрактов по ее приобретению. В такой ситуации о масштабных обновлениях парков строительной техники можно только мечтать, а на деле техника приобретается по крайней необходимости, как следствие — увеличивается спрос на краткосрочную аренду строительных машин.

"В первом квартале мы наблюдали увеличение спроса хотя бы на бывшую в употреблении технику, так как с ростом курсов валют новая подорожала, а на вторичном рынке цены еще не успели "подтянуться" до уровня новой, — рассказывает Сергей Жарков, руководитель Северо-Западного дивизиона компании "Интерлизинг". — Сейчас ситуация с ценами стабилизировалась, но спрос остается крайне низким".

Все в карьер

В то же время участники рынка говорят, что нынешнего спроса пока достаточно для того, чтобы сохранять существующие объемы, хотя состав портфеля у компаний при этом меняется.

"Объем договоров лизинга строительной техники, заключенных нашей компанией в первой половине 2014 года традиционно составил 20 процентов, количество и объем договоров, заключенных в первом полугодии 2014-го, превышает аналогичные показатели первого полугодия 2013 года более чем на 35 процентов, — рассказывает Дмитрий Виноградов, генеральный директор компании "Лентранслизинг". — Но при этом в портфеле появилось несколько единиц бывшей в употреблении техники и ведется работа над проектами по приобретению китайской техники (конечно, в этих случаях очень тщательно анализируется предмет лизинга)".

Александр Десятский, руководитель департамента развития ЛК "Балтинвест", также обращает внимание на то, что рост курса евро и связанное с этим удорожание техники пробуждает интерес лизингополучателя к альтернативным предложениям китайских и корейских производителей.

"Потребности у небольших лизингополучателей по видам техники неизменны, но происходит перенос лояльности к маркам и производителям, — продолжает Александр Десятский. — Своевременный переход на импортозамещение позволит лизинговым компаниям сохранить долю строительной техники в портфеле".

Что касается наиболее востребованных видов техники, то, по словам участников рынка, наибольшим спросом на сегодняшний день пользуется техника для проведения дорожных работ (катки, экскаваторы, бульдозеры), грузовая техника для перевозки нерудных материалов. Кроме того, по словам господина Жаркова, в связи с ситуацией на Украине и с перебоями поставок щебня в основном в Центральный федеральный округ началась активная разработка карьеров в Карелии, увеличился спрос на приобретение карьерной техники в лизинг.

Есть и другие варианты повысить эффективность работы. К примеру, "Балтийский лизинг" заявляет, что у него наблюдается рост объемов заключения сделок, объясняя это, в числе прочего, применением скоринговых технологий (розничные технологии, основанные на применении статистических методов и оценке по баллам), которые позволяют существенно сократить скорость заключения сделок и тем самым повысить свои конкурентные преимущества.

"Правильно структурированный финансовый продукт может прирастать в популярности даже в периоды сокращения общих продаж техники", — считает Александр Михайлов, вице-президент компании "Европлан", которая также зафиксировала в первом полугодии рост объемов нового бизнеса в сегменте строительной и специальной техники на 20,35%. Он объясняет этот "рост вопреки"увеличением спроса со стороны эксплуатирующих организаций, которые стали явно активнее пользоваться лизингом, а также тем, что компания выбрала для себя относительно массовый сегмент стройтехники (погрузчики, малая техника, единичные покупки).

Кому не страшно

Кроме того, за себя могут быть относительно спокойны госкомпании, которые на фоне затрудненного финансирования оказываются в более выигрышном положении. "Эти компании обладают значительными финансовыми возможностями, а принадлежность к отдельным государственным структурам и корпорациям дает им дополнительные возможности для участия, например, в крупных инфраструктурных проектах", — объясняет Андрей Донченко, руководитель региональных филиалов ООО "Райффайзен-Лизинг".

Если до этого доля государственных компаний росла больше за счет небольших игроков, которые зачастую испытывают сложности с финансированием, то чем дальше будет набирать обороты эта тенденция, тем больше будет и пострадавших от нее. "С началом выхода на рынок розничных сделок лизинговых компаний с государственным участием их доля продолжает расти, — продолжает Сергей Жарков. — А при текущей ситуации с ограничением финансирования частных универсальных или независимых лизинговых компаний со стороны банков, подобная тенденция только ускорится. И для нас как для частной лизинговой компании не совсем ясна политика государства в данной области".

Цены

Отдельный страх лизинговых компаний — доступ к фондированию. За последние месяцы ставки рублевого кредитования выросли на 2-3%, что означает в перспективе и рост стоимости лизинга. При этом для лизинговых компаний сохранять сегодня стабильность ставок важно как никогда.

"Выиграют и, как видим, выигрывают те, кто не повышает цены, стабилен в своих финансовых услугах строителям — в условиях, авансах, сроках, ставках, возможностях сезонных платежей — говорит Александр Михайлов. — Для строителей это очень важный знак сейчас, так как банки весьма жестко к ним относятся в нынешнее время".

В то же время Андрей Донченко прогнозирует, что, несмотря на то, что в условиях существующей политической и экономической нестабильности преобладает ожидание роста процентных ставок, даже если он и произойдет, то его величина будет незначительной. "По крайней мере, уровень ставок не послужит препятствием, которое остановит рост спроса бизнеса на инвестиции и, в частности, на лизинг", — уверен он.

Но вот к перераспределению долей участников рынка это привести может. "В связи с нестабильностью условий финансирования лизинговых компаний, привлекающих денежные средства в банках на рыночных условиях, а также в связи с ростом уровня просроченной дебиторской задолженности, некоторые лизинговые компании в связи с этим стали испытывать трудности с финансированием, — говорит Дмитрий Виноградов. — Началось перераспределение клиентского портфеля компаний, которые не могут быстро привлечь финансирование, между их успешными конкурентами, имеющими больший объем собственного капитала для размещения в сделках и более тщательно подходящими к оценке рисков при выборе компаний-лизингополучателей. Как правило, такие лизинговые компании имеют лучший доступ к финансированию".

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2538312

Поделиться:

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80