Лизинг вошел в эпоху неопределенности

В этом году лизинговая отрасль России входит в цикл, который чем-то напоминает кризис 2008 года, заявил на 10-й международной юбилейной конференции «We российский лизинг 2014» президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев. Невооруженным взглядом заметно подорожание ресурсов и замедление экономики, и специалисты как первые сигналы стагнации видят то, что перестала расти транспортная индустрия и туристический бизнес. Во время роста экономики выживать могут практически любые компании, так как в хороший период не очень видны неудачные модели ведения бизнеса, считает Царев. «А сейчас мы имеем непростую ситуацию во многих отраслях, и неудачные модели ведения бизнеса тянут рынок вниз», – заявил он.

Лизинг для частника – это программа обновления автомобиля для семьи

Лизинг для физических лиц в России имеет свою предысторию, он не был доступен для частников, например, так как взять в лизинг человеку машину представительского класса было практически нереально до начала 2000-х годов, уверен Александр Михайлов из «Европлана».

При этом примеры, когда водители такси берут машины в лизинг, это не пример лизинга для физических лиц, так как водитель такси – предприниматель, и машина – это его бизнес, и не имеет значения, что этот бизнес может состоять всего из одного человека, считает Михайлов.

40% продаваемых в России автомобилей, из общего объема 2 млн. 800 тыс., продаются в кредит, получаемый физическими лицами в банках, отметил Михайлов. И это тот сегмент, в который и надо стремиться лизинговым компаниям в плане ритейла, уверен он. В этом случае лизинг ставится альтернативой банковскому кредитованию для тех людей, кто хочет покупать автомобили, используемые для семейных целей. Те, кто покупают машины в лизинг, не имеют в своей основе получения машины в лизинг посыл бороться со ставкой банка – а это иная концепция пользования автомобилей.

Да, это делают те люди, которые покупают дорогие машины, не желая их декларировать и не желая их показывать как свое имущество, считает директор по развитию лизинга компании «Балтийский лизинг» Валентин Карнарук.

Но люди меняют автомобили и меняют их часто, и каждый, кто покупал автомобиль, уже знает, насколько часто он это делает, отметил Михайлов. Поэтому лизинг – это инструмент для тех, кто хочет менять автомобиль часто, например, раз в три года, и хочет не иметь потом проблем с реализацией машины. Лизинговая компания при этом берет на себя риск остаточной стоимости машины, и человеку не надо потом автомобиль продавать.

Александр Михайлов считает, что у банков, специализирующихся на кредитовании покупки автомобилей, нет конкуренции, но при этом у них и нет программ, снимающих с клиентов риск остаточной стоимости машин, ибо это непрофильный для банка бизнес. А такие программы, которые есть лишь у некоторых автомобильных банков, в первую очередь, нагружают дилеров этих автомобилей, поэтому дилеры идут в них неохотно. И лизинговые компании вполне могут работать с огромным трудоспособным населением России, создавая альтернативу банковским кредитам, надо лишь сделать хорошие продукты и найти под них фондирование.

Валентин Карнарук считает, что не так велика в России прослойка людей, которая хочет заплатить компании большой авансовый платеж, за три года выплатить практически половину стоимости автомобиля, и в итоге не получить ничего в собственность, кроме туманного обещания скидки на новую машину. На это Михайлов отметил, что в России много чего уже не покупается в собственность, а лишь берется попользоваться на время. И если каждый человек задумается о том, сколько вещей мы выбрасываем или меняем, то эти люди поймут, что лизинг не так уж и дорог для хорошо зарабатывающего человека.

Валентин Карнарук («Балтийский лизинг») отметил, что люди все же избалованы обилием предложения денег, много людей привыкли жить в кредит, становясь собственниками вещи постепенно. Но все же то поколение россиян, которые готовы выплатить половину стоимости вещи и не получить саму вещь, вырастет еще нескоро. При этом он добавил, что сейчас обычный человек, покупая машину в кредит, понимает, что если банк-кредитор останется без лицензии, то человек просто сидит – причем с машиной – и ждет, когда придет новый кредитор. А вот в случае, если банкротится лизинговая компания, и машину у человека забирают в конкурсную массу этой компании. И тогда семья такого человека встанет на дыбы, так как деньги из семейного бюджета уходили, а собственность не пришла.

На это Михайлов отметил, что лизинг не обязательно подразумевает тот факт, что машина не станет собственностью, так как если человек хочет, то он может ее со временем и выкупить. Лизинг – это инструмент для тех, кто хочет ездить на дорогой иномарке сейчас, но не может позволить себе очень большой ежемесячный платеж по кредиту. Но такую работу с физическими лицами может внедрять лишь та компания, которая имеет опыт кредитования покупок машин в кредит.

И все же Михайлов считает, что в какой-то мере работать с физическими лицами даже проще, чем с юридическими: так как юридическое лицо может существовать лишь на бумаге и не вести никакой хозяйственной деятельности, и зачастую этого лизингодатель и не видит. А вот человек бывает лишь в двух состояниях – он либо жив, либо мертв. Хотя, конечно, в работе с физическими лицами тоже много технических и юридических нюансов, но все же если человек исправно платит по лизингу, а компания-лизингодатель обанкротилась, то машину у человека никто не отберет, ибо это незаконно. Другое дело, что об опасности остаться без машины будут кричать неплательщики, но тут лизинговые компании должны поучиться у банков, сделавших ставку на поточное кредитование, ибо они за последние годы совершили прорыв на рынке сбора просроченной задолженности, отметил Михайлов («Европлан»).

Партнер компании «Оперлизинг.РФ» Сергей Зыков спросил у Михайлова, а будет ли менеджер в салоне объяснять физическому лицу помимо технологии банковского кредита еще и лизинг. На это Михайлов отметил, что ситуация падения рынка заставила менеджеров салонов искать клиентов – и если не срабатывает кредит, потому что платеж большой, то менеджер найдет возможность продать дорогую машину с помощью лизинга.

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80