Интервью по итогам исследования Эксперт РА

Александр Михайлов, генеральный директор лизинговой компании «Европлан»


— Как активно происходит восстановление спроса со стороны клиентов после постепенного снятия карантинных мер? Каковы ваши ожидания на вторую половину текущего года?

— Спрос на лизинг автомобилей стал восстанавливаться в начале июня, когда вновь открылись дилерские центры и были сняты многие ограничения. Причем в нашей компании рост продаж оказался даже выше, чем мы ожидали. В июне—июле «Европлан» вышел на докризисные объемы оформления лизинговых сделок. При этом очевидно, что большую роль в этом стремительном восстановлении сыграл отложенный спрос: были куплены те автомобили, которые клиентам не удалось приобрести в апреле и мае. Начался сезон аграрных работ, строительства, что также способствовало приобретению техники. Делать прогнозы не будем, ситуация продолжает во многом оставаться неопределенной. О росте говорить не приходится, в лучшем случае сохранится стабильность.

— Какова доля реструктуризаций, проведенных в 1-м полугодии 2020 года, в портфеле компании на текущий момент? Каковы ваши ожидания относительно качества лизингового портфеля компании по итогам 2020 года?

— Мы получили много обращений, которые успешно приняли и предоставили различные формы отсрочки платежей добросовестным нуждающимся в поддержке лизингополучателям из наиболее пострадавших отраслей. В большинстве случаев запрос делался с целью попробовать, и клиенты продолжали вносить платежи по графику, используя предметы лизинга. Мы реализовали различные варианты снижения лизинговых платежей, с каждым клиентом работали индивидуально. Самым популярным вариантом стал комбинированный: кредитные каникулы + пролонгация — его использовали в 50 % случаев реструктуризации.

Важно отметить, что мы невольно стали экономическим буфером для наших лизингополучателей, так как самому «Европлану» банки-кредиторы не предоставили ни рубля отсрочки платежей по кредитам ни на один день. В период апрель—июль включительно 2020 года АО «ЛК «Европлан» выплатило 11,69 млрд рублей основной суммы долга и процентов по кредитам банков и по облигациям.

Формирование качественного портфеля — основополагающий принцип работы нашей компании, и мы продолжаем ему следовать сейчас. Нет сомнений, что ситуация не сказалась на качестве портфеля «Европлана» и ничего не изменится до конца года. Но, безусловно, мы всегда готовы предложить различные варианты пересмотра графика платежей нашим добросовестным клиентам, которые по независящим от себя обстоятельствам сталкиваются с трудностями.

— Как, на ваш взгляд, пандемия и кризис скажутся на объеме портфеля и чистой прибыли компании по итогам 2020 года?

— По итогам 1-го полугодия портфель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (94 млрд в 2019 году и 108 млрд в 2020-м). По итогам года, повторимся, мало кто ожидает роста лизинговых портфелей. Но мы очень постараемся купить как можно больше техники, так нужной российским компаниям и предпринимателям. Ситуация сегодня не благоволит прогнозам, очень многое будет зависеть от того, как пройдет осень: какой будет эпидемиологическая ситуация, насколько быстро будут восстанавливаться пострадавшие отрасли и т. д.

— Как вы оцениваете результаты дистанционного лизинга в период пандемии? Считаете ли вы, что пандемия даст дополнительный стимул к развитию онлайн-сервисов в лизинговой отрасли?

— Готовность компании к работе в новом для всех дистанционном режиме, возможность продолжать все операционные процессы вышли на передний план.

Компания «Европлан» перешла на дистанционный режим быстро и на 100 %, с учетом всех требований местных властей в регионах. Наша IT-инфраструктура была готова к такому, поскольку мы достаточно давно развивали этот подход. Очевидно, что независимо от эпидемиологической ситуации, наши лизингополучатели распробовали удобство поручать решение ряда вопросов, например регистрацию транспортного средства в ГИБДД, специалистам: не сидеть в очередях, не перепроверять документы в поисках ошибок, а просто получить от лизинговой компании уже готовый пакет документов. У нас постоянно появляются новые автоуслуги, и их можно получить дистанционно.

Лизинговая сфера сильнее привязана к физическим активам, поэтому по сравнению с банковскими денежными сервисами в лизинге переход на онлайн во многих компаниях только начался. А нам в «Европлане» приятно знакомить наших клиентов из малого и микробизнеса, часто консервативных, с уже хорошо работающими и удобными процессами электронного документооборота или нашего суперфункционального онлайн-кабинета. «Европлан» будет и дальше развивать такой подход, помогать нашим клиентам, предлагать новые услуги.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться автолизинг в 2-м полугодии 2020 года?

— Выходят новые игроки, конкуренция в сегменте и борьба за клиентов усиливается. И это при падающих (ожидается минус 30 % по итогам 2020 года) общих продажах новых автомобилей. Большее значение, чем обычно, приобретут качество лизингового портфеля и устойчивости клиентов лизинговой компании, их добросовестность. Все это проверит те лизинговые компании, которые занимаются автолизингом серьезно и надолго.

— Как вы оцениваете перспективы развития маркетплейса лизинговых продуктов и услуг в России?

— Попытки развивать подобные площадки реализуются уже несколько лет. При этом крупные лизинговые компании прикладывают усилия для развития собственных сервисов. «Европлан» развивает свой интегрированный каталог автомобилей и техники, где сейчас около 40 тыс. наименований новых и подержанных транспортных средств.

— Видите ли вы перспективы развития операционного лизинга автомобилей по мере дальнейшего снижения ключевой ставки, а также реализации госпрограммы льготного лизинга автомобилей «Доступная аренда»?

— Ключевая ставка уже снижена до рекордного уровня, что должно повысить доступность и проникновение финансовых услуг для населения. Программа «Доступная аренда» появилась своевременно, и есть основания полагать, что продажа больше 10 тыс. новых автомобилей будет стимулирована этой программой. Кроме того, программа поможет привлечь внимание к инструментам аренды автомобиля. Сделает вклад в изменение сегодняшнего стереотипа о том, что лизинг предназначен только для юридических лиц. Лизинг — это очень гибкий инструмент, его возможности огромны. Но широкая аудитория, которая могла бы использовать эти возможности, о них пока не знает.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80