Александр Михайлов на РБК ТВ

Ведущий: Это «Деловой день». Рынок лизинга автомобилей продолжает расти. Что лизинговые компании могут предложить своим клиентам сейчас? Обсуждаем в программе. В гостях у нас Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан», вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации. Александр, добрый день!

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Здравствуйте!

В: Когда смотришь на цифры конца 2019 года, то понимаешь, что государство вроде бы сохранило все стимулы, сохранило программы поддержки автомобильного рынка, появилась лишь новая переменная – «мы не повышаем НДС с ноября 2021». Александр, в прошлом году повышение НДС – это была важная история? Я неоднократно слышал от знакомых о том, что стоит задуматься о покупке авто, потому что завтра будет дороже.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Налог на добавленную стоимость на то он и налог, что он увеличивает издержки и бизнеса тоже, а не только конечного покупателя. Для малого и среднего бизнеса этот налог является конкретным расходом и повышение стоимости автомобилей, которое случилось в начале этого года повлияло на рынок может быть отложенным эффектом, и сейчас это видим: у нас рынок не растет. В 2020 году нет повышения НДС, но есть зато повышение утилизационного сбора, поэтому стоимость автомобиля вырастет.

В: Александр, если посмотреть на ситуацию с рынком лизинга автомобилей, то у вас в отличии от рынка продаж, наоборот, праздник. Растете?

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Рынок лизинга растет. Но я не думаю, что большинство лизинговых компаний радуются, когда растут цены на автомобили. Я думаю, что большинство лизингодателей за то, чтобы цены на автомобили были стабильными, чтобы располагаемый доход населения рос, за то, чтобы бизнес развивался и инвестиции в экономику росли. Но реальность у нас другая, поэтому приходится включать компенсационные механизмы. У российского бизнеса денег на прямую покупку автомобиля не так много и лизинг очень помогает бизнесу.

В: То есть лизинг в данном случае – это костыль, а не современный инновационно-финансовый продукт?

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Я думаю, работают два фактора вместе. Проникновение лизинга в продажи автомобилей выросло за последние 10 лет с 2% до примерно 12%. Такого нет ни в одном другом сегменте финансирования. И за эти 10 лет лизинг всегда рос, хотя автомобильный рынок и падал, и рос. С другой стороны, конечно, у нас есть большой объем и возможности для увеличения проникновения в продажи корпоративным клиентам. Юридические лица в Российской Федерации покупают достаточно мало автомобилей – это факт. На 80 с лишним миллионов трудоспособного населения в нашей стране, у нас очень мало автомобилей, зарегистрированных на юридические лица. Найм работников вместе с автомобилем по-прежнему очень популярен, особенно в регионах. А на самом деле для бизнеса гораздо выгоднее взять этот автомобиль в лизинг, зачесть НДС, использовать налоговые механизмы и управление бюджетом, и скидки, которые есть у лизинговых компаний, чем пытаться найти работника с собственным авто, компенсировать ему затраты на бензин, оплачивать с этого социальные налоги или пытаться от них уходить...

В: Непонятно, почему наш бизнес строит свою модель работы именно так? Люди умеют считать деньги, особенно если денег у них не много. Казалось бы, можно было вот эту модель, посчитать буквально на пальцах?

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Я думаю, что к такой модели есть общее недоверие. В России такая психология: желательно приобрести автомобиль в собственность, квартиру в собственность, – многие гордятся этим. В таких случаях я всегда говорю, что Россия самая богатая страна в мире, потому что у нас более 50% автомобилей покупается «в деньги». Такого себе не могут позволить жители Европы и США. То есть там примерно 15% населения могут позволить себе купить машину без привлечения финансирования и то, скорее всего, это те, кому отказывают банки. Если говорить о лизинге для физических лиц, то нужно будет изменять сам подход к нему: сейчас он развивается абсолютно не так, как того хотелось бы видеть и уж точно не так как это происходит в Европе.

В: Вы чувствуете конкуренцию со стороны экономики совместного потребления со стороны шеринга?

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Это очень и очень хороший стратегический вопрос для всего сектора автофинансирования. Во всем мире и в Европе эволюция лизинга шла от финансового лизинга, а мы занимались финансированием автомобилей, перетекающим плавно в операционный лизинг. В России может так произойти, что этап операционного лизинга может быть сжат. Мы можем перейти сразу, или больше, в сектор шеринга. Для лизинговых компаний это не большая угроза, потому что, если разобраться, весь каршеринг профинансирован лизинговыми компаниями в нашей стране: мы активно участвуем в этом рынке. Другое дело, что лизинговые компании не являются операторами каршеринга, что, на мой взгляд, не большая проблема: пусть этим занимаются профессионалы.

В: А есть варианты вертикальной интеграции? Сегодня ты – лизинг, а завтра у тебя свой каршеринг?

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Вполне возможно. Другие участники. В этой игре свою роль, возможно, сыграют еще и автопроизводители, потому что есть программа автопроизводителей по входу в этот рынок. Мне кажется, шеринг будет не замещать, а дополнять автолизинг, потому что проникновение автолизинга пока очень маленькое. И пока знаний об автолизинге у нас в России мало.

В: Несмотря на то, что мы вроде этим вопросом занимаемся с десяток лет.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ: Согласен с вами. Нам надо все больше и больше объяснять. Но, я не знаю, мы в «Европлане» делаем максимум, у нас 90 тысяч клиентов, я не знаю куда еще, но мы будем двигаться дальше!

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80