По данным аналитического агентства «Автостат», за семь месяцев 2019 года в России было продано 42,3 тыс. единиц коммерческой техники, что на 4,6% меньше результата семи месяцев 2018-го. На фоне общего падения рынка в июле отмечалось небольшое оживление. За месяц было реализовано 6,6 тыс. машин, что на 2,3% больше, чем в том же месяце 2018 года.
При этом 58% спроса пришлось на грузовики и автобусы отечественных марок. Лидером рынка большегрузных автомобилей остается КамАЗ с долей около 30%, даже с учетом того что продажи марки упали почти на 10%. На втором месте находится другой отечественный бренд — ГАЗ, прибавивший около 7%, следом — марка Volvo, которая потеряла 20% по сравнению с июлем 2018 года.
Чуть лучше чувствует себя рынок легких коммерческих автомобилей — в июле текущего года объем продаж достиг 9,9 тыс. единиц, что на 10% выше результата годичной давности. Но по продажам первых семи месяцев года даже этот сегмент испытывает падение на 5,5% с результатом 59,2 тыс. машин.
С 2015 по 2018 год рынок коммерческого транспорта непрерывно рос, но сейчас он в целом насыщен, считают эксперты, а предпосылок к дальнейшему росту пока нет. Гендиректор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев полагает, что транспортные компании в основном успели обновить парки в 2017–2018 годах, когда наблюдались более стабильная экономическая ситуация и рост автоперевозок. «Сейчас мы наблюдаем стабильную ситуацию на рынке, а спрос на новые грузовики реализован практически полностью. Все предстоящие закупки будут точечными и незначительными», — отмечает эксперт.
Ключевой причиной падения стали экономическая стагнация и быстрое исчерпание средств, выделенных в первой половине года на государственное субсидирование лизинга, при том что субсидированные лизинговые продажи составляют не менее 60% всего рынка грузового автотранспорта, добавляет гендиректор лизинговой компании Carcade Олег Заглядин.
Об экономических причинах напоминает и глава сервиса аренды транспорта для грузоперевозок GetTransport.com Александр Новосельцев: «С 1 января поднялся НДС, увеличиваются ставки по кредитам, в стране не реализуются крупные проекты. Бизнес не спешит инвестировать в развитие, так как степень неуверенности в экономических перспективах высока. Средства, которые могли быть потрачены на обновление парка, откладываются в качестве финансовой подушки».
Из-за снижения экономической активности государства объемы перевозок остаются на уровне первого полугодия 2018-го, отмечает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Шураков: «Государство не спешит наращивать расходы, в том числе инвестиционные. Поэтому в первом полугодии 2019 года имеем лишь незначительный рост инвестиций и экономической активности». Отмена налога на движимое имущество организаций и снижение стоимости долгового финансирования, добавляет эксперт, не способны компенсировать рост фискального обременения сектора грузоперевозок.
Роман Гидаятов из «Автоспеццентр Котляковка» предполагает, что продажи грузовиков будут снижаться и дальше: «Некоторые производители грузовых автомобилей прогнозируют снижение продаж к концу 2019 года. Например, показатели КамАЗа могут составить к декабрю 58 тыс. единиц против 66 тыс. годом ранее. В течение 2019–2023 годов реализация грузовой техники в нашей стране также будет планомерно снижаться».
В условиях стагнации транспортники ориентируются не на расширение парка, а на замещение старых автомобилей. Принципиально менять конфигурацию рынка участники не торопятся, утверждает Александр Шураков: «Имеющийся инструментарий господдержки способен поддерживать текущий слабый спрос, но не способен инициализировать его рост, так как годовые объемы программ льготного лизинга рассчитаны на 4,5 тыс. автомобилей в год».
Для обновления парка транспортникам нужна государственная поддержка, но объемы субсидирования невелики, что ограничивает возможности бизнеса по приобретению техники. «Существует большая проблема устаревания парка грузовой техники, ее соответствия эконормам и стандартам безопасности. В России больше 60% грузового транспорта старше десяти и даже 15 лет. В нашей стране один из самых старых парков коммерческих автомобилей в мире», — сообщили в лизинговой компании «Европлан».
В России до 1 декабря 2020 года действует программа льготного лизинга колесной техники, на которую государство периодически выделяет определенные суммы. Смысл программы в том, что государство компенсирует из бюджета 10% авансового платежа. Изначально лизинговая компания компенсирует субсидию за свой счет, а потом получает возмещение от государства. По подсчетам Романа Гидаятова, в сегменте грузового транспорта на долю госпрограммы приходится от 80 до 90% объема лизинговых продаж. Кроме того, особые условия предлагаются при покупке техники по целевым программам «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело».
Господдержка делает более выгодной покупку российских машин, и именно благодаря ей в первом полугодии 2019 года заметно снизились продажи импортных транспортных средств, отмечает Роман Гидаятов: «Российские грузовики «КамАЗ» и «ГАЗ» останутся главными драйверами роста рынка грузовых автомобилей благодаря стимулирующим мерам, поддерживающим отечественного производителя».
Ставку на КамАЗ делает и Александр Новосельцев: «В 2019 году завод проводит масштабную программу модернизации, на которую предполагается потратить больше 15 млрд руб. Одна из ожидаемых новинок — запускаемый в серию во второй половине года новейший седельный тягач «КамАЗ-54901» с принципиально новой кабиной».
В середине августа председатель правительства Дмитрий Медведев заявил о необходимости выделения на поддержку льготного лизинга и кредитования в автопроме дополнительных 3 млрд руб., но и этих денег рынку может не хватить. На поддержку отрасли нужно выделять больше, считают в компании «Европлан»: «Выделенные в 2019 году 8,9 млрд руб. на субсидирование льготного лизинга колесной техники сегодня уже практически исчерпаны и во втором полугодии не будут оказывать положительного влияния на продажи техники».
Олег Заглядин предполагает, что на субсидирование лизинга грузового автотранспорта дополнительно требуется не менее 7 млрд руб. «В условиях экономической стагнации и падения нормы прибыли компаний роль кредитных и лизинговых инструментов вырастет еще больше, и, возможно, через два-три года 99% грузовиков будут покупать в лизинг», — отмечает эксперт.
Существенно оживить рынок могла бы и государственная программа, стимулирующая замещение старых грузовых автомобилей на новые машины экологического стандарта Евро-5, полагает Александр Шураков. Недавно подобное предложение выдвинул комитет Госдумы по промышленности, но значительная часть игроков рынка отнеслись к нему негативно.