Оптом и в розницу

Объем новых договоров лизинга в Петербурге в первом полугодии 2014 года упал более чем в 2 раза. При этом доля розничных сделок растет при отсутствии крупных проектов.

Сумма заключенных в первом полугодии 2014 года новых договоров лизинга составила, по данным РА "Эксперт", 505 млрд рублей, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоимость имущества, взятого в лизинг, за январь- июнь 2014 года составила около 344 млрд рублей, что на 2,5% меньше первого полугодия 2013 года.

На Петербург, по данным РА "Эксперт", приходится 8,5% от суммы новых договоров лизинга, или около 43 млрд рублей. Для сравнения: в первом полугодии 2013 года доля Петербурга составляла 15,6%, или около 92,7 млрд рублей. Такое резкое снижение объясняется в первую очередь тем, что в 2013 году авиакомпания "Трансаэро" заключила несколько крупных сделок по лизингу самолетов.

В долгий ящик

Основной фактор, влияющий как прямо, так и косвенно на рынок лизинга, - это замедление темпов роста российской экономики. "Классический финансовый лизинг - инструмент долгосрочный, соответственно, при повышении уровня неопределенности возникают дополнительные риски и компании предпочитают жить сегодняшним днем, откладывая решение о долгосрочных инвестициях", - рассказывает генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов.

Как следствие - снижение числа крупных корпоративных сделок. "Рынок затаился в ожидании негативных последствий санкций и ухудшения экономической ситуации, - говорит руководитель Северо-Западного дивизиона ГК "Интерлизинг" Сергей Жарков, - резко сократился объем закупаемого дорогостоящего оборудования, уникальной или узкоспециализированной строительной техники".

Ситуация на рынке усугубляется снижением доступного для рыночных лизинговых компаний банковского финансирования, а также ростом ставок и усложнением процедуры получения кредитов, рассказывает коммерческий директор ООО "Лентранслизинг" Дмитрий Паславский. В связи с этим очевидно, что ведущую роль по-прежнему будут играть лизинговые компании с государственным участием, не испытывающие проблем с привлечением финансирования.

Больше - меньше

При этом главным трендом становится рост операций в розничном направлении, подстегиваемый сужением объемов фондирования и сокращением крупных проектов, рассказывает директор по региональному развитию ГК "Балтийский лизинг" Александр Лебедев.

В результате крупнейшие розничные компании, такие как "Европлан", " Балтийский лизинг ", CARCADE, показывают результаты, сопоставимые с результатами крупнейших игроков. "Сокращение разрыва между компаниями, сфокусированными на корпоративном лизинге, и розничными связано со снижением объемов сделок в сегменте лизинга для железнодорожной отрасли, который в 2010-2012 годах был локомотивом рынка", - отмечает Дмитрий Зотов.

 По итогам полугодия доля ж.-д. техники в структуре нового бизнеса сократилась с 34 до 22,3%.

Старший аналитик дирекции по аналитическим исследованиям ЗАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания" (НПК "ОВК") Лейсана Коробейникова отмечает, что по-прежнему основные покупатели инновационного подвижного состава - кэптивные лизинговые компании заводов-производителей.

"Грузовые и легковые автомобили ввиду высокой ликвидности стали одними из самых востребованных видов лизингового имущества в условиях замедления темпов экономического роста", - комментирует генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов, отмечая, что объем нового бизнеса в сегменте лизинга легкового автотранспорта вырос на 23%, грузового - на 16%.

Перспективные темы

Традиционно IV квартал является высоким сезоном для лизинговых компаний по объемам нового бизнеса, рассказывает Сергей Жарков. В текущей политико-экономической ситуации прогнозировать что-то тяжело, но большинство игроков уверены: отечественному рынку не удастся удержаться на уровне 2013 года. В ЗАО "Сбербанк Лизинг" ожидают снижения объемов нового бизнеса к концу года не менее чем на 5-10% по сравнению с показателями прошлого года. Ожидается, что структура рынка сместится в сторону лизинга коммерческого автотранспорта, специальной техники. По словам Александра Лебедева, на этот сегмент положительное влияние оказывает возобновление и расширение госпрограмм утилизации старых автомобилей.

При этом сохранение объемов в сегментах специальной, коммунальной и дорожно-строительной техники будет возможно только при условии сохранения объемов финансирования в рамках действующих крупных государственных и региональных программ.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80