Лизинг в ожидании подъема

Крупнейшие корпоративные сделки на рынке лизинга заключаются с авиа— и ж.—д. техникой. По данным RAEX («Эксперт РА»), суммарно доля этих сегментов в объеме нового бизнеса в 2017 году в России выросла до 39 % против 33,5 % в 2016—м. Доро гим видом имущества также является различное оборудование для крупных производств, например, в сфере энергетики, оборонно—промышленного комплекса, судостроения и т. д.

Транспортная потребность

В Петербурге большинство крупных лизинговых проектов связано с транспортной инфраструктурой: техникой для коммерческих грузоперевозок, подвижного ж.—д. состава, пассажирского транспорта и дорожно—строительной техники.

«Крупнейшими лизингополучателями в Петербурге являются транспортно—экспедиторские компании, которые регулярно обновляют и расширяют свои автопарки. Рынок транспортных перевозок гибкий и достаточно динамичный. Немаловажную роль в его развитии играет на личие государственных программ субсидирования авансовых платежей при лизинге автотранспорта», — говорит Дмитрий Ивантер, генеральный директор компании «ВТБ Лизинг».

В частности, «ВТБ Лизинг» за последний год профинансировала в Петербурге ряд крупных проектов, связанных с обновлением автобусного парка, поставкой ж.—д. платформ, обновлением парка грузовой техники для одного из крупнейших игроков рынка транспортно—логистических услуг России. Компания «Сбербанк Лизинг» профинансировала несколько сделок по покупке грузовой техники и автобусов на сумму около 100 млн рублей каждая.

Крупнейшими лизингополучателями стали петербургские дорожно—строительные компании, которые в преддверии ЧМ—2018 активно приводят в порядок дороги города. «Традиционно большой объем приобретаемого в лизинг производственного оборудования приходится на промышленный сектор Петербурга, изготавливающие продукцию для предприятий судостроения и оборонно—промышленного комплекса. Также в 2017 году можно отметить крупную поставку техники в порт Усть—Луга, развитие которого стимулируется перераспределением грузооборота из портов Прибалтики», — добавляет Сергей Жарков, коммерческий директор компании «Интерлизинг».

В автолизинге крупные сделки связаны с приобретением автопарков. «Наиболее крупными сделками для нас как розничной компании становятся единовременные закупки автопарков, например, для предприятий такси, кар шеринга, торговых фирм. Среди других сегментов, с представителями которых мы работаем и помогаем им закупить партии автомобилей, — логистические компании, строительные, транспортные. Таким предприятиям, в частности, могут требоваться микроавтобусы, пикапы, фургоны», — рассказывает Дмитрий Чернышев, член правления компании Carcade.

Так, для Carcade наиболее крупными в Петербурге стали в 2017 году сделки с несколькими операторами такси, которые обновили свои автопарки за счет приобретения в лизинг новых Volkswagen Polo, Kia Rio и Skoda Rapid. В I квартале 2018 года компания продолжила финансировать покупки транспорта, совершенные таксопарками, а также компаниями, которые занимаются передачей автомобилей в аренду и транспорт ной деятельностью.

Большая розница

В 2017 году значительно возросла доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в продажах. По данным RAEX, объем нового бизнеса с субъектами МСБ увеличился на 52 % и превысил половину рынка. Общее количество заключенных лизинговых сделок за 2017 год достигло 190 тыс. — против 145 тыс. годом ранее.

«Этому способствовали правительствен ные программы субсидирования закупок техники через механизм лизинга и общее восстановление рынка», — объясняет Сергей Жарков. Так, объем заключаемых новых договоров лизинга в 2017 году в компании «Интерлизинг» вырос на 58 % по сравнению с 2016—м, рост количества сделок за этот же период составил 83 %, при этом средняя сумма сделки сократилась на 35 %, до 5,61 млн рублей. Сотрудничество с МСБ интенсивно наращивали и госкомпании. Так, «Сбербанк Лизинг» активно увеличивала проникновение в сегмент МСБ: за последние несколько лет объем продаж экспресс—решений в этом сегменте вырос у нее в несколько раз. «К примеру, за 2017 год доля розничных продуктов с суммой договора до 24 млн рублей Северо—Западного регионального филиала „Сбербанк Лизинг“ составила порядка 10 % от объема всей компании, а объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 2,6 млрд рублей по рынку Петербурга и СЗФО», — говорит Игорь Мещеряков, директор Северо—Западного регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг»

Индивидуальный подход

В корпоративном сегменте крупных сделок индивидуально все: от срока и авансового платежа до стоимости финансирования. «К крупнейшим лизингополучателям у нас индивидуальный подход и привилегированные условия. Размер аванса может достигать и 0 %, но это, как правило, большое исключение. Срок лизинга — до 7 лет в зависимости от типа предмета лизинга, требования предъявляются, естественно, повышенные — ввиду того, что маржинальность по данным клиентам ниже рыночных значений, а тип имущества может быть довольно неликвидным», — отмечает Игорь Мещеряков. Парт нерские программы лизингодателей с крупнейшими автопроизводителями позволяют взять в лизинг авто с нулевым удорожанием, минимальными ежемесячными платежами или с минимальным авансом. «Большим спросом пользуется такая опция, как нулевое удорожание, когда транспорт можно приобрести без переплат. Подобные акции позволяют серьезно уменьшить нагрузку на бюджет корпоративных клиентов при покупке автомобилей в лизинг, а потому всегда пользуются популярностью», — утверждает Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан».

«Для каждой категории имущества эти условия отличаются: например, для приобретения легковых автомобилей минимальный авансовый платеж установлен в размере 5 %, для коммерческого и грузового транспорта и спецтехники — от 10 %, для покупки оборудования в лизинг минимальный авансовый платеж требуется в размере 20 %. Кроме того, есть имущество, доступное для приобретения в лизинг с нулевым авансом, — это легковые и легкие коммерческие авто, но стоит отметить, что это условие работает, если заключен договор оперативного лизинга», — говорит Ксения Щекотова, заместитель руководителя СПб дивизиона компании «Балтийский лизинг». Крупным клиентам ее компания также предлагает VIP— лизинг, условия которого позволяют лизингополучателю не тратить время на сбор документов на начальном этапе согласования сделки.

Вернуть долю

По итогам 2017 года доля Петербурга в совокупном объеме нового бизнеса российских лизинговых компаний снизилась с 14,3 до 5,6 % (объем лизингового бизнеса в России впервые в истории превысил 1,1 трлн рублей). «По нашим ожида ниям, в 2018 году ситуация должна измениться в лучшую сторону, не могу сказать, что рост будет стремительным, но мы рассчитываем на динамику 15–20 % от объема прошлого года. Однако есть и другой вариант прогноза, более оптимистичный, он может стать реальностью в том случае, если коммерческие компании продолжат запускать в реализацию крупные проекты, на которые им раньше не хватало финансирования», — считает Ксения Щекотова.

Продолжит расти сегмент автолизинга благодаря про граммам господдержки лизинга транспорта, считают участники рынка. «Стимулировать продажи будет и солидный средний возраст автомобилей корпоративных автопарков в России, и Петербурге в частности, на обновление которых бизнесу требуются заемные средства. При этом лизинг для предпринимателей и предприятий остается самым выгодным и доступным способом их получения и все больше популяризируется как инструмент покупки», — ожидает Дмитрий Чернышев.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80