Рынок лизинга: факторы роста

Лизинговая отрасль в прошлом году росла рекордными темпами, этому способствовали программы господдержки, которые реализует Минпромторг РФ, и снижение стоимости фондирования. В 2018 году объем госсубсидий существенно сократился, и вряд ли можно ожидать сохранения прежних темпов роста, в том числе в сегменте лизинга коммерческого транспорта. Однако для компаний, представляющих сегмент, лизинг по-прежнему остается наиболее выгодным и доступным способом приобретения транспорта.

Основные участники рынка сходятся во мнении: рост лизингового бизнеса продолжится, хотя и не такими высокими темпами, как в 2017 году. Ожидается, что он сохранится на уровне 15–20 %. При этом, несмотря на сокращение объема господдержки, автолизинг останется крупнейшим из сегментов.

На сегодняшний день, по оценке аналитических агентств, на которые ссылается заместитель генерального директора «ВТБ Лизинг» Евгений Татаринов, доля лизинговых продаж в общих продажах транспортных средств в России составляет около 10 %. При сохранении благоприятных условий на рынке эта доля потенциально может увеличиваться на 2–3 % ежегодно.

По некоторым прогнозам, в 2018 году ожидается сокращение доли продаж коммерческого транспорта в лизинг по программам субсидирования примерно в три раза по сравнению с прошлым годом.

Безусловно, программы поддержки от государства являются важным фактором, стимулирующим развитие лизинга коммерческого транспорта. Важным, но далеко не единственным, обращают внимание аналитики.

«Развитие сегмента лизинга коммерческого транспорта напрямую зависит от ситуации на рынке автомобильных продаж в целом, — говорит генеральный директор лизинговой компании Carcade Олег Заглядин. — На нее, в свою очередь, влияют такие факторы, как стабильность экономической ситуации, наличие господдержки бизнеса и авторынка, потребительская активность. Кроме того, реализацией бизнесом закупок коммерческого транспорта двигает и высокий уровень изношенности автопарков в России». Так, по данным «Автостата», которые приводит Заглядин, наиболее молодой парк — легкие коммерческие автомобили (LCV), где 43,6 % машин старше 15 лет. Самым возрастным парком являются грузовики — 65 % было выпущено до 2003 года.

«Позитивно на динамику рынка также влияет развитие интернет-торговли (вместе с ней развиваются грузоперевозки) и сельскохозяйственного сектора (в связи с импортозамещением)», — отмечает Заглядин. Во многом, по его словам, продажи стимулируют собственные активности лизингодателей. Так, Carcade значительно упростила процесс заключения сделки лизинга коммерческого транспорта и спецтехники. Теперь в этом случае клиентам доступно экспресс-оформление — за два дня, по копиям двух документов.

«Поскольку время — это деньги, лизингополучателям важно учитывать скорость оформления сделок. Кроме того, нужно обращать внимание на ряд опций и параметров, которые влияют на итоговую рентабельность лизингового контракта для конкретного бизнеса, — рекомендует Олег Заглядин. — В частности, возможность подобрать персональные условия финансирования — размер первого, ежемесячного взносов, типа графика. К слову, Carcade предоставляет лизингополучателям возможность оформления покупки автомобиля при первоначальном взносе от 4 % на срок от года до 5 лет».

Говоря о методах стимулирования лизинговых продаж, реализуемых лидерами автолизинга, генеральный директор компании «Европлан» Александр Михайлов выделяет акции, проводимые совместно с автопроизводителями. По его словам, это позволяет клиентам пользоваться лизингом на особых условиях расчета: с минимальным авансом или платежами, отсутствием переплат. «Есть и специальные предложения от самих лизинговых компаний. Например, сейчас в ЛК „Европлан“ при приобретении легкового автомобиля клиент получает в подарок первое техобслуживание», — уточняет эксперт.

Важным инструментом стимулирования, по мнению Михайлова, выступают дополнительные сервисы. Это регистрация объектов лизинга в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре, доставка транспортного средства клиенту, выгодное страхование и топливная программа, услуга выкупа автомобиля и прочее. «Подобные сервисы помогают клиентам экономить не только деньги, но и время, а также обеспечивают им высокий уровень комфорта при оказании финансовых услуг», — подчеркивает он.

Покупка автомобиля в лизинг является важным решением для бизнеса и нужно учитывать интересы и возможности каждого клиента для оптимальной структуры сделки, обращает внимание начальник управления развития продаж «ВЭБ-лизинга» Александр Николаенко.

Он отмечает, что ключевой момент — это надежность и финансовая стабильность лизингодателя. Второй важный фактор — правильный выбор автомобиля и поставщика, который осуществляет его поставку. И третий — оплата лизинговых платежей и правильное ведение бухгалтерского учета/налогового планирования.

При выборе коммерческого автомобиля есть аспекты, на которые стоит обратить внимание. «В первую очередь клиент выбирает автомобиль, который подходит ему по техническим характеристикам, — говорит Елизавета Дворникова, руководитель направления лизинга легкового автотранспорта ГК „Интерлизинг“. — При этом, определяясь с маркой, нужно учитывать размер предоставляемой скидки от импортера и поставщика. В целом размер скидки может достигать 20 %». При выборе поставщика она советует обязательно проверить наличие официального дилера и историю благонадежности. «У поставщика есть возможность принять старый автомобиль клиента по трейд-ин или на утилизацию. Эти действия позволяют получить дополнительную скидку на новый автомобиль», — объясняет Елизавета Дворникова.

Как рассказал Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами «Балтийский лизинг», компания постоянно работает над улучшением условий приобретения имущества в различных сегментах, специальные предложения генерируются практически каждый месяц. Как правило, в эти спецпредложения «упаковываются» скидки или другие преференции по тем или иным автомобильным брендам. Основой для них становятся договоренности с многочисленными партнерскими компаниями: производителями или дилерскими центрами. «Кроме того, спецпредложения могут затрагивать исключительно организационные стороны сделки, например наша акция „Дайте два!“, в рамках которой для заключения договора лизинга необходимо предоставить всего два документа: анкету и паспорт руководителя предприятия», — добавляет Андрей Волков. Хотя и базовые условия «Балтийского лизинга» в рамках продуктовой линейки более чем доступны, уверяет специалист. Во-первых, перечисляет он, это небольшой первоначальный платеж, для легковых автомобилей актуален аванс от 5 % стоимости, для грузовых машин и LCV — от 10 %. Во-вторых, предварительное решение по договору принимается в день обращения. В-третьих, клиент может сам выбрать удобный для него график платежей: аннуитетный, равномерный или ускоренный. И, в-четвертых, есть возможность досрочного выкупа автомобиля.

Также компания предлагает клиентам легкий коммерческий транспорт в оперативный лизинг. В этом случае от лизингополучателя не требуется авансовый платеж, кроме того, ему предоставляются дополнительные услуги — от регистрации и страхования до шинного сервиса и услуг по телематике.

«Объективно лизинг как продукт для представителей малого и среднего бизнеса является на сегодняшний момент лучшим инструментом по обновлению основных средств, который становится все более и более доступным», — резюмирует Александр Николаенко, начальник управления развития продаж «ВЭБ-лизинг».

В 2018 году ключевые игроки ожидают роста конкуренции на российском рынке автолизинга. «Это обусловлено развитием соответствующих программ действующими игроками, а также выходом в этот сегмент других крупных лизинговых компаний, для которых ранее он не был в приоритете», — поясняет Евгений Татаринов, заместитель генерального директора «ВТБ Лизинг». Он уверен, и многие коллеги с ним солидарны, что этот тренд окажет положительное влияние на конечного потребителя, поскольку будет способствовать повышению качества предложений на рынке и одновременному снижению их стоимости.

Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»

Лизинг коммерческих автомобилей сильно зависит от господдержки, при этом в 2018 году произошло ее существенное сокращение, и доля продаж в лизинг по программам субсидирования по текущему прогнозу составит чуть более 10 % от всех продаж коммерческого транспорта против почти 30 % в 2017 году.

Ценность госпрограммы в том, что она адресная, субсидия идет конечным пользователям коммерческой техники. И через это работает с эффектом рычага сразу на несколько сегментов — автопроизводителей, потребителей техники и лизинговые компании. Благодаря этой программе в России растет популярность лизинга. В 2017 году, по оценке «Европлана», в общих продажах коммерческих автомобилей в России на лизинговые сделки пришлось около 50 %, с использованием госпрограммы — около 30 %.

При этом опыт кардинальных реформ в других отраслях вызывает у многих лизинговых компаний опасения за будущее рынка, и эти опасения в какой-то степени можно понять. Но прогрессивный бизнес видит свою задачу в том, чтобы все же добиться в рамках реформы заметных улучшений правовой среды, и пока шансы на это сохраняются, мы хотели бы совместно с государством работать над конкретными эффективными решениями накопившихся проблем. Регулятор обещал участникам рынка увеличение инвестиционной привлекательности лизинга, упрощение доступа к финансированию. Лизинг как овеществленное инвестирование (приобретение и передача в финансовую аренду конкретных основных средств, дорогостоящего оборудования, транспорта, недвижимости) часто гораздо более прозрачен, чем банковское кредитование, где выдаются деньги под обеспечение. В развивающихся экономиках регуляторы оправданно даже делают особую ставку на такой вид стимулирования инвестиционного процесса в экономиках, остро нуждающихся в долгосрочных капиталовложениях.

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Мы получили вашу заявку, но сейчас все менеджеры спят

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80