Превосходя ожидания

Поддержку рынку оказала реализация госпрограмм по льготному лизингу в транспортных сегментах, которые охватывают около 80% рынка. Согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА»), по итогам 2017 года рынок лизинга превысит рекордный уровень в 1 трлн рублей

Объем нового бизнеса за январь — сентябрь 2017 года составил около 710 млрд рублей (график 1), что на 58% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Стоит отметить, что за третий квартал текущего года стоимость имущества, переданного в лизинг/аренду, достигла 285 млрд рублей, что на 63% выше результатов июля — сентября 2016 года. По данным RAEX («Эксперт РА»), полученным в ходе анкетирования участников рынка, увеличение объемов лизингового бизнеса за девять месяцев 2017 года показали две трети лизинговых компаний (ЛК), на которые в совокупности приходится более 90% рынка. При этом из топ-20 лизингодателей ни одна компания не показала отрицательной динамики объемов нового бизнеса. Лизинговый рынок в России на текущий момент сильно зависит от мер государственной поддержки. Действие госпрограмм льготного лизинга обеспечило поддержку транспортных сегментов лизингового рынка, что во многом обусловило достижение рекордных объемов рынка.

Сумма новых договоров лизинга за январь — сентябрь 2017 года составила более 1,1 трлн рублей (680 млрд рублей годом ранее), а объем лизингового портфеля на 01.10.2017 достиг 3,3 трлн рублей. В течение первых девяти месяцев 2017 года объем нового бизнеса вырос во всех розничных сегментах: грузовой автотранспорт (+90%), легковой автотранспорт (+28%), строительная техника (+48%), сельскохозяйственная техника (+4%), тем не менее индекс розничности1 снизился с 50 до 48%. Динамика данного индекса обусловлена еще большим приростом второго и третьего по объему лизингового бизнеса после автомибильного сегментов железнодорожного лизинга и авиализинга, которые выросли на 153 и 56% соответственно.

Подтверждением тому, что рынок лизинга прошел кризис и перешел от стадии восстановления к росту служит не только рост объема нового бизнеса в отдельных сегментах, но и то, что впервые с кризисного 2014 года численность сотрудников, занятых в лизинговой отрасли, стала расти. Так, по состоянию на 01.10.2017 численность персонала лизинговых компаний составляет не менее 11 300 человек, что на 15% больше, чем годом ранее.

По итогам девяти месяцев 2017 года лидером рынка стал «Сбербанк Лизинг», нарастивший объем нового бизнеса на 163%, годом ранее компания была на третьей строке в рэнкинге. Более половины объема нового бизнеса лизингодателя по итогам трех кварталов текущего года приходится на сделки с авиатехникой. «Сбербанк Лизинг» за январь — сентябрь 2017 года также стал лидером по оперативному лизингу, в том числе за счет сделок с авиатехникой. Второе место по объему нового бизнеса по-прежнему удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), а третью позицию в рэнкинге занимает «ВТБ Лизинг». Как и прежде, отмечается высокая концентрация рынка на крупнейших лизингодателях, при этом она продолжает увеличиваться: так, по итогам трех кварталов 2017 года на топ-3 лизинговые компании приходится около 37% нового бизнеса, это на 2 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля 10 лидеров выросла на 3 п.п. — до 67%, а на 20 крупнейших лизингодателей приходится уже 80% против 78% годом ранее.

Транспортный лизинг

Основой лизингового рынка в России является лизинг в транспортных сегментах, к которым Агентство относит автомобильный, железнодорожный, авиационный сегменты, а также сегмент водного транспорта. По итогам девяти месяцев 2017 года доля транспортных сегментов составляет около 80% (72% годом ранее), при этом на протяжении последних четырех лет автомобильный лизинг является самым крупным сегментом. В совокупности на грузовой и легковой автолизинг приходится 38% нового бизнеса по итогам трех кварталов 2017 года. Важно отметить, что сегмент грузовых автомобилей по доле рынка обошел сегмент легковых: 22% против 16% (годом ранее 18 и 20% соответственно). Причина изменения структуры автолизинга в пользу тяжелой техники заключается в действии трех госпрограмм адресной поддержки компаний, приобретающих в лизинг грузовую технику.

За девять месяцев текущего года на российском рынке было продано около 53 тыс. новых грузовых автомобилей, из них около 34 тыс. были реализованы через лизинг (табл. 3). Таким образом, благодаря программам господдержки проникновение лизинга в продажи грузовых автомобилей достигло 63,5% (против 53% за 2016 год). Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, наоборот, показывает снижение — с 8% за 2016 год до 6,2% за девять месяцев 2017 года. Однако, поскольку Минпромторг расширил действие программы льготного лизинга на легковой транспорт на период с 25 октября по 1 декабря 2017 года, стоит ожидать, что к концу года проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей достигнет 7–8%.

За январь — сентябрь 2017 года структура легкового автолизинга представлена на 76% легковыми автомобилями и на 24% легким коммерческим автотранспортом. По итогам первого полугодия текущего года соотношение было 80 на 20%, при этом средняя стоимость предмета лизинга (без учета НДС) за третий квартал не изменилась и составила около 1,8 млн рублей. В сегменте грузового транспорта доля крупнотоннажной техники выросла с 31 до 34%, что сопровождалось увеличением средней стоимости предмета лизинга в грузовом сегменте с 4 млн рублей по итогам первого полугодия до 4,6 млн рублей за девять месяцев текущего года. Рост спроса на более дорогостоящую технику связан с увеличением со второго полугодия размера субсидий по грузовому автотранспорту и спецтехнике с 10 до 12,5% стоимости лизингового имущества.

Несмотря на активный рост автолизинга, к данному инструменту в подавляющем большинстве прибегают юридические лица, а доля лизинга, приходящаяся на население, составляет менее 1%. Согласно опросу участников рынка, проведенному RAEX («Эксперт РА»), около половины респондентов основной причиной, не позволяющей активно развиваться потребительскому лизингу в России, называют большую стоимость лизинга по сравнению с кредитом (график 4). Для физических лиц лизинг/аренда мог бы стать удобным альтернативным банковскому кредиту инструментом для приобретения автомобиля в случае освобождения граждан от уплаты НДС при заключении лизинговых сделок. «Физические лица, не являются плательщиками НДС, поэтому освобождение от избыточной налоговой нагрузки должно повысить популярность потребительского лизинга как способа приобретения автомобиля, поскольку это нивелирует ключевое преимущество автокредита перед лизингом», отмечает Александр Михайлов, генеральный директор лизинговой компании «Европлан».

Другим направлением, которое могло бы поддержать развитие автомобильного лизинга, является оперативный лизинг. В большинстве западных стран арендная модель ведения бизнеса получила широкое распространение, в России же на оперлизинг в автосегменте приходится всего 1,5% сделок. Тем не менее среди участников рынка бытует мнение, что со временем доля аренды автотранспорта будет расти. «В ближайшие годы операционным лизингом заинтересуются сначала международные компании, затем крупные российские, а затем услугой начнут пользоваться представители малого и среднего бизнеса. Подобный сценарий можно было наблюдать на Западе, и есть все шансы, что у нас в стране будет та же схема развития», — отмечает Александр Михайлов.

Психологический рубеж

Согласно предыдущему прогнозу RAEX («Эксперт РА»), прирост нового бизнеса по итогам 2017 года должен был составить около 15–18%, и как следствие абсолютный объем рынка должен был быть около 850–875 млрд рублей. Однако с учетом успешных результатов рынка за девять месяцев Агентство пересмотрело данный прогноз в сторону увеличения, так как четвертый квартал, как правило, является самым результативным с точки зрения объемов нового бизнеса. Поскольку именно в конце года заключаются наиболее крупные сделки, проработка которых велась в течение года, RAEX («Эксперт РА») ожидает, что четвертый квартал обеспечит 35–40% совокупного объема нового бизнеса в 2017 году. Таким образом, в последние три месяца года в лизинг будет передано имущества на сумму не менее 300 млрд рублей, в результате рынок достигнет психологического уровня 1 трлн рублей, что станет абсолютным рекордом для России.

Реализация прогноза вероятна при заключении крупных сделок с дорогостоящей техникой в авиа- и железнодорожном сегментах, а также при росте объемов автолизинга благодаря действию государственных программ поддержки. Так, в грузовом сегменте со второго полугодия действует повышенная ставка субсидии, а на легковой автотранспорт в ноябре 2017 года Минпромторг также распространил действие программы льготного лизинга. Прогноз RAEX («Эксперт РА») основан на ожиданиях дальнейшего снижения ключевой ставки Банка России до уровня 7,5-8% до конца 2017 года, а также на прогнозе уровня инфляции не выше 4%.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80