Лизинг в России

Интервью с Александром Михайловым, генеральным директором лизинговой компании «Европлан»

«В ближайшие годы операционным лизингом заинтересуются сперва международные компании, затем крупные российские, а после услугой начнут пользоваться представители малого и среднего бизнеса»

— Какие значимые события произошли в III квартале 2017 года?

— Самое значимое событие для «Европлана» и его клиентов, что за 9 месяцев 2017 года мы законтрактовали и закупили предметов лизинга на 50 млрд рублей. По итогам 9 месяцев 2017-го мы нарастили объем заключаемых сделок на 63%. Мы поддержали госпрограмму адресного субсидирования компаний, приобретающих технику в лизинг: «Европлан» стал участвовать в программах «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело», запущенных Министерством промышленности и торговли России. В III квартале этого года рейтинговое агентство Fitch сообщило, что «Европлан» второй год подряд является лидером автолизинга. Это же агентство подтвердило международный рейтинг BB- со стабильным прогнозом (высший рейтинг среди компаний сравнения) и наши сильные позиции на российском рынке лизинга.

— Способен ли рынок в 2018 году самостоятельно без госсубсидий обеспечить темпы роста свыше 20% или все еще сохранится потребность в программах государственной поддержки? Если да, то лизинг каких видов оборудования по-прежнему стоит продолжить стимулировать госсубсидиями? Каким инструментарием располагают лизингодатели для стимулирования лизинговых продаж?

— Субсидия точно играет заметную роль в одном сегменте – лизинге коммерческого транспорта, произведенного в РФ. Посмотрите, какова доля именно этих сделок в общем объеме рынка.

Бизнес удовлетворяет давно отложенные потребности в коммерческом транспорте, и программа этому весьма помогла. Никуда не денешься от того факта, что продажи грузовых транспортных средств упали более чем в два раза за последние годы. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик.

Что касается методов стимулирования лизинговых продаж, осуществляемых лидерами автолизинга, то тут можно выделить акции, реализуемые совместно с автопроизводителями. Это позволяет клиентам пользоваться лизингом на особых условиях расчета: с минимальным авансом или платежами, отсутствием переплат. Есть и специальные предложения от самих лизинговых компаний. Например, сейчас в «Европлане» при приобретении легкового авто клиент получает в подарок страхование и автопомощь на дорогах. Наконец, важным инструментом стимулирования выступают дополнительные сервисы. Это регистрация объектов лизинга в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре, доставка ТС клиенту, выгодное страхование и топливная программа, услуга выкупа авто и прочее. Благодаря подобным сервисам мы помогаем клиентам экономить не только деньги, но и время, а также обеспечиваем им высокий уровень комфорта при оказании финансовых услуг.

— Отмечаете ли вы географическое изменение спроса на автолизинг в 2017 году? Есть ли у компании лизингополучатели из Республики Крым? Насколько привлекательным и перспективным для вашей компании является рынок данного региона?

— Мы наблюдаем стабильный постепенный рост продаж в регионах, по сравнению с Москвой – опережающий. Речь, прежде всего, о работе в сегменте автотранспорта для малого и среднего бизнеса, на котором и сфокусирован «Европлан».

— Какие перспективы, по вашему мнению, ожидают лизинг для физлиц в 2018–2020 годах? Какие барьеры существуют для развития данного сегмента в России? Какие меры при реформировании рынка лизинга могли бы стимулировать развитие потребительского лизинга?

— Среди ожидаемых моментов реформы лизинга – упразднение несправедливо взимаемого НДС при проведении лизинговых сделок с физическими лицами, не являющимся плательщиками НДС. Освобождение от избыточной налоговой нагрузки должно повысить популярность потребительского лизинга как способа приобретения автомобиля, поскольку это нивелирует ключевое преимущество автокредита перед лизингом. Как в свое время был дан старт легальному рынку выкупа и продажи б/у ТС официальными дилерами. Сейчас уже мало кто помнит, что еще несколько лет назад дилеры – плательщики НДС мало выкупали машины у населения в trade-in именно по этой причине. Мы ожидаем, что лизинг для физических лиц после реформы станет более массовым, а в конечном итоге выступит драйвером всего лизингового рынка. В странах с развитыми экономиками, например, значительная доля сделок лизинга проводится именно физлицами – и мы, вероятно, приближаемся к такому сценарию.

— Почему объемы операционного лизинга на рынке автомобилей значительно ниже финансового лизинга? Какие виды автотранспорта в большей степени пользуются спросом со стороны арендаторов? Существуют ли предпосылки для значительного увеличения доли оперативного лизинга автомобилей?

— Операционный лизинг давно популярен на Западе, но у нас многие компании все еще предпочитают обслуживать автопарки своими силами, а не при помощи лизинговых компаний. Далеко не все желают менять сложившиеся структуры, ведь это в том числе и финансовые риски. Однако мы предполагаем, что в ближайшие годы операционным лизингом заинтересуются сперва международные компании, затем крупные российские, а после услугой начнут пользоваться представители малого и среднего бизнеса. Подобный сценарий можно было наблюдать на Западе, и есть все шансы, что у нас в стране будет та же схема развития.

— Развитие каких онлайн-сервисов планирует компания в ближайшее время? Какая доля одобренных заявок на лизинг автомобиля у компании была подана клиентом в онлайне? Какая часть из числа одобренных заявок на автолизинг поступает онлайн через веб-сайт вашей компании?

— В первую очередь, мы занимаемся сейчас развитием нашего «Личного кабинета клиента». Это онлайн-сервис, посредством которого мы стремимся предоставить клиентам полностью дистанционное обслуживание. С его помощью можно быстро и с максимальным удобством планировать платежи, составлять запросы, получать подробную информацию по транспортным средствам, оформлять заявки на лизинг и дополнительные услуги. Сервис содержит специальный раздел для бухгалтерии, агрегированную информацию по договорам лизинга, многостороннюю систему поддержки клиентов – и такая функциональность выделяет нас среди других лизинговых компаний в плане онлайн-обслуживания.

В ближайших планах реализовать в «Личном кабинете клиента» максимальную прозрачность хода исполнения новых сделок, добавить мобильную версию, внедрить новую упрощенную систему регистрации и персонализированные специальные предложения, интегрировать бэк-офисные функции.

Также мы не забываем про развитие нашего сайта и мобильного приложения, куда регулярно внедряем новые функции в соответствии с последними трендами. Происходит и совершенствование «Автомаркета» – сервиса по подбору и сравнению автомобилей, доступных для лизинга в разных дилерских центрах по всей России. Например, недавно мы провели полное юзабилити-тестирование «Автомаркета» и по итогам почти полностью обновили дизайн и расширили функционал.

Что касается онлайн-заявок, этим сервисом пользуется около 10% всех клиентов. Мы верим в перспективы канала и рассчитываем в ближайшие годы увеличить его долю.

— Как изменился спрос со стороны лизингополучателей (с точки зрения предметов лизинга, сроков и иных параметров) в 2017 году? Какие особенности в этом контексте можно выделить в сегменте малых и средних предприятий?

— В плане особенностей спроса наблюдается постепенное снижение аванса, хотя ранее клиенты чаще предпочитали такое условие расчета, как отсутствие переплаты за лизинг. В целом же по-прежнему большой популярностью пользуются все наши специальные предложения, где, помимо минимального аванса и нулевого удорожания, можно выбрать еще низкие ежемесячные платежи.

Малый и средний бизнес являются для нас приоритетными направлениями, мы понимаем всю важность их поддержки. По данным исследования «Эксперта РА», «Европлан» активнее всех финансировал МСБ в 1-м полугодии текущего года.

— Какие сегменты, продукты, технологии могли бы стать новой точкой роста рынка лизинга в ближайшие годы, по вашему мнению?

— Как мы уже сказали ранее, серьезно повлиять на рынок в ближайшие годы могут операционный лизинг и лизинг автомобилей для физических лиц. Обе услуги способны стать массовыми, дать новый толчок для развития отрасли.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80