Эксперты ожидают сужения рынка автокредитования по итогам года

Портал Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по итогам первого полугодия 2014 г., в котором приняли участие 47 кредитных организаций. В рамках исследования были рассмотрены объемы автокредитных портфелей банков, уровень просрочки по ним, а также объемы выдач и количество выданных автокредитов по Москве, Московской области и другим регионам. Совокупный портфель автокредитов участников рейтинга на 1 июля текущего года составил 660,3 млрд рублей. По мнению банкиров, итоги второго полугодия на рынке автокредитования будут менее впечатляющими.

Самым большим портфелем автокредитов физлицам располагает группа Сбербанка России с показателем в 141,8 млрд рублей, при этом у Сетелем Банка, входящего в группу, портфель достигает 57,7 млрд рублей.

На втором месте – Русфинанс Банк, его портфель насчитывает 84,3 млрд рублей. На третьем месте с небольшим отрывом ЮниКредит Банк (84,1 млрд рублей). Отметим, что данный рейтинг составлен без учета данных ВТБ 24, который по итогам 2013 г. занял вторую строчку среди банков с наибольшим объемом портфеля автокредитов.

С начала текущего года лучшую динамику по росту портфеля автокредитов физлицам из представленных кредитных организаций показал Сетелем Банк (плюс 57,86%). Наибольшее падение отмечено у банка «Возрождение» (минус 30,68%), а среди банков с портфелем более 1 млрд рублей – у Мособлбанка (минус 11,53%). Сильное падение АйМаниБанка вызвано тем, что часть портфеля он передал на секъюритизацию.

В первом полугодии 2014-го 46 банков, принявших участие в рейтинге, в совокупности предоставили физическим лицам автокредитов на сумму 218,8 млрд рублей. Все вместе участники рейтинга выдали почти 400 тыс. займов на приобретение автомобиля в первые шесть месяцев текущего года.

По мнению банкиров, итоги второго полугодия на рынке автокредитования будут менее впечатляющими, чем в первом. Виной тому – и макроэкономическая ситуация, и ужесточение подходов к кредитованию самими банками.

Вице-президент универсальной автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов прогнозирует, что объем продаж автокредитов во втором полугодии текущего года в целом по рынку снизится относительно второго полугодия 2013-го и ожидает сужения рынка автокредитования по итогам 2014-го.

«Заметно наращивать объемы автокредитов в своих портфелях смогут только кэптивные банки и банки-монолайнеры. У универсальных банков увеличения доли автокредитов не будет или оно будет несущественным», – предполагает Михайлов.

Он называет несколько причин для грядущих изменений. Во-первых, это гораздо более избирательный подход кредиторов к заемщикам. «Стремясь минимизировать свои риски в наше непростое время, банки стали одобрять меньше автокредитов и повысили свои требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика. Параллельно с этим снижается и активность со стороны самих клиентов, – разъясняет эксперт. – Во-вторых, определилась тенденция к перераспределению рынка между банками: часть банков существенно снизили объемы продаж автокредитов, а другие в свою очередь активно увеличивают свою долю на рынке».

«Также заметен рост доли вторичного рынка и спроса на кредиты для покупки подержанных автомобилей. И наконец, самое важное: в этом году у автокредита впервые появилась настоящая альтернатива в виде лизинга автомобилей для физических лиц. Лизинг в России может занять 25–30% рынка финансирования покупки автомобиля, как в других странах Европы и Америке», – уверен вице-президент «Европлана».

Как указывает Иван Матвеев из ЮниКредит Банка, рынок автокредитования снижается, поскольку не может функционировать в отрыве от авторынка, где видно снижение продаж (за восемь месяцев снижение авторынка составило 12% год к году). «Однако для нас очень важно, что, несмотря на эту ситуацию, мы фиксируем существенный рост целевого для нас сегмента автокредитования (брендов, на которых мы сейчас концентрируемся), где выдачи год к году выросли более чем на 50%», – замечает Матвеев.

Как бы то ни было, он ожидает дальнейшего снижения темпов роста рынка и полагает, что этот тренд, возможно, даже усилится, поскольку этому способствуют и ситуация в экономике, и дальнейшее снижение рубля, и другие негативные факторы.

«Однако я не исключаю, что озабоченность потенциальных покупателей автомобилей курсом нашей национальной валюты и ожидаемым повышением цен на популярные модели приведут к некоторому оживлению рынка в оставшиеся два месяца. Люди будут стремиться приобрести новые автомобили по прежним ценам, поскольку очевидно, что машины, которые появятся на рынке в начале следующего года, будут уже стоить дороже. Впрочем, эта же тенденция наверняка негативно повлияет на продажи автомобилей в начале следующего года», – размышляет Матвеев.

Директор департамента автокредитования Сетелем Банка Владимир Мартюков также склонен верить, что до конца года спрос на покупку автомобилей, в том числе в кредит, возрастет. «Во втором полугодии 2014 года рынок автокредитования ощутил позитивное влияние программы утилизации автомобилей. Наряду со скидками по программе утилизации покупателям доступны и специальные программы автокредитования. Скорое окончание программы утилизации, а также инфляционные ожидания стимулируют клиентов не откладывать приобретение автомобилей – это может позитивно сказаться на рынке автокредитования до конца 2014 года», – комментирует он.Более позитивный настрой у президента Тойота Банка Александра Колошенко. «Вероятно, рынок автокредитования будет оставаться на уровне продаж первого полугодия. Большинство игроков вынуждены корректировать (повышать) ставки по предлагаемым автокредитам, в то время как некоторые другие игроки отчаянно пытаются показать стабильный рост своего бизнеса и портфеля, а также нарастить долю на рынке – за счет крайне низких ставок, особенно для крупных сумм кредитов. Другое дело, что весь этот рост бизнеса и долей скорее «призрачный»: даже небольшая корректировка (повышение) ставок все вернет на свои места», – обращает внимание банкир.

«Можно предположить, что второе полугодие будет немного стабильнее первого, с более высоким средним уровнем продаж автомобилей в кредит, – прогнозирует Колошенко. – Первая половина года проходила на фоне начала значительных колебаний курсов валют и процентных ставок, и клиенты старались купить автомобили за наличные, дилеры уделяли меньше внимания автокредитованию. За прошедшие месяцы клиенты успели привыкнуть к изменениям и более спокойно ориентируются в новых условиях. В любом случае, доля кредитных продаж стабилизировалась и даже начала немного расти».

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Мы получили вашу заявку, но сейчас все менеджеры спят

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80