Интервью с Александром Михайловым, главным исполнительным директором ПАО «Европлан»

«Госрегулирование способно обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей»

 – Какие значимые события, произошедшие на рынке в IV квартале 2016 года, вы можете отметить?

– В IV квартале сегмент автолизинга вновь выступил драйвером рынка. В целом по итогам 2016 года показатель нового бизнеса «Европлана» (стоимость купленных для клиентов предметов лизинга) вырос на 56,6%, составив 37,9 млрд рублей. Позитивной новостью стало решение Минпромторга продлить государственную программу субсидирования.

 – Как изменилась деловая активность лизингополучателей в течение 2016 года (какие виды оборудования стали менее / более востребованы)? Какие тенденции с точки зрения географического распределения сделок вы могли бы отметить? 

– Продление государственной программы субсидирования автолизинга в 2016 году позволило увеличить спрос на коммерческий автотранспорт. Программа затронула автомобили, которые производятся на территории России (среди них есть и иностранные марки: Mercedes-Benz, Isuzu, Ford). Соответственно, увеличился спрос на машины этих марок. Так, в «Европлане» лидерами продаж стали: ГАЗ, КамАЗ, Lada (Largus), УАЗ, Mercedes-Benz, Isuzu и Ford. За время работы программы (с 01.01.16 по 01.12.16) «Европлан» профинансировал для своих лизингополучателей приобретение более 3 тыс. автомобилей на сумму 6,091 млрд рублей. За счет субсидий клиенты сэкономили 595 млн рублей.  Иностранные марки, которые не попали под программу субсидирования, резкого повышения спроса не почувствовали. Серьезных изменений с точки зрения географического распределения мы не наблюдаем. Однако следует отметить, что в регионах растет процент совершаемых сделок. В целом мы видим плавное увеличение доли бизнеса за пределами столицы.  

 – Какие, по вашему мнению, значимые изменения произошли в сегменте автолизинга в 2016 году? Стал ли восстанавливаться спрос на иностранные марки вследствие укрепления курса рубля? Насколько в текущих экономических условиях клиентами востребован лизинг автомобиля с пробегом?

– Главным событием 2016 года стала постановка вопроса о госрегулировании рынка лизинга. Оно затронет все компании независимо от их специализации. Важно, чтобы реформа не навредила и не ограничила эффективную работу частного капитала – например, в сегменте лизинга транспорта и лизинга для малого и среднего бизнеса в целом. С позитивной стороны госрегулирование способно обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей. Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов на законодательном и исполнительном уровнях.

Кроме того, в сентябре 2016 года ЦБ впервые за длительный срок снизил ключевую ставку до 10%, хотя в декабре и принял решение сохранить ее на этом, по-прежнему достаточно высоком, уровне. Регулятор также объявил, что в случае закрепления тенденции к устойчивому снижению темпа роста потребительских цен очередное понижение ключевой ставки может произойти уже в 1 полугодии 2017 года. Для отрасли лизинга это означает повышение доступности кредитов, которые являются одной из составляющих себестоимости лизинговых компаний. Таким образом, стоимость услуги лизинга уже стала ниже для клиентов и в ближайшей перспективе лизинг может стать еще доступнее.

 – Происходили ли какие-либо изменения во взаимодействии с банками-кредиторами в 2016 году? Оказало ли заметное влияние снижение ключевой ставки Банка России на стоимость фондирования в коммерческих банках? 

– Мы гордимся результатами 2016 года – с учетом непростой экономической ситуации, падения продаж автомобилей, сложностей с экономическим ростом «Европлан» показал себя настоящим островком стабильности автолизингового рынка. Это стало результатом многолетней фокусировки на основном направлении бизнеса компании – лизинге ликвидного автотранспорта и техники. «Европлан» не прекращал финансировать своих лизингополучателей, активно участвовал в государственной программе субсидирования, продолжал развивать автолизинг, повторно вышел на биржу. Финансовый результат 2016 года даже превысил прогнозы аналитиков и является рекордным за всю историю компании. Конечно, снижение ключевой ставки оказало позитивное влияние на стоимость фондирования на рынке в целом и для нашей компании, в частности. ПАО «Европлан» в течение 2016 года привлекло порядка 14 млрд рублей от крупнейших российских и иностранных банков, а также через рыночное размещение облигаций в октябре 2016 года. 

– Как вы оцениваете перспективы привлечения фондирования на облигационном рынке в 2017 году?

– Мы верим, что постепенное восстановление глобальной экономики и прояснение политической ситуации в США должны открыть перед внутренними и внешними инвесторами выгодные возможности в 2017 году, поэтому мы положительно оцениваем перспективы вероятного привлечения фондирования на облигационном рынке в 2017 году. По итогам последнего размещения ценных бумаг БО-07 (RU000A0JWVL2) осенью 2016 года могу сказать, что спрос на наши ценные бумаги превысил предложение более чем в два раза. Мы увидели большой интерес к нашей компании и нашим ценным бумагам, поэтому не исключаем возможности выхода на облигационный рынок в 2017 году.

– В рамках реформирования лизингового рынка Банк России составит список системно значимых лизинговых компаний, к которым будут предъявлены повышенные требования по управлению рисками. Какие, на ваш взгляд, требования регулятора действительно могли бы снизить риски лизинговой отрасли?

– Про системно значимые лизинговые компании пока не слышали. Про системно производящие риски и потери налогоплательщиков – да, слышали. В целом для всех лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом, целесообразно установить требования к капиталу по аналогии с банками или некредитными финансовыми организациями. Достаточность должна определяться на основе достоверных данных МСФО и взвешивать активы по группам риска. Также необходим контроль ликвидности лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом.

 – В рамках реформы активно обсуждается вопрос об ограничении перечня смежных (неосновных) видов деятельности лизинговых компаний. Какие из них, на ваш взгляд, целесообразно отнести к разрешенным, а какие, напротив, запретить совмещать с лизинговой деятельностью?

– Мы не видим смысла в таких ограничениях.

 – Чего ваша компания как участник лизингового рынка ждет от реформирования отрасли? Какие проблемы сегодня необходимо решить реформе для развития новых направлений, которые распространены на Западе?

– Вопрос регулирования отрасли действительно назрел, но не стоит забывать, что изначально он был вызван прежде всего крупными проблемными сделками конкретных лизингодателей. Автолизинг же, долгие годы развивавшийся за счет успешной работы частных лизинговых компаний, не является критичным сегментом с точки зрения регулирования и в конечном счете с точки зрения стабильности российской финансовой системы.

Для регулирования или саморегулирования отрасли нужны: а) единая система координат в отчетности (бухгалтерские стандарты, гармонизированные с МСФО); б) прозрачность собственников лизинговых компаний как участников финансового рынка; в) раскрытие отчетности и существенных фактов не по форме, а по содержанию; г) единые минимальные стандарты корпоративного управления; д) стандарты управления рисками, капиталом, ликвидностью и обязательные правила внутреннего контроля; е) высокие бизнес-стандарты для участников СРО.

 – Привела ли реализация госпрограмм по подготовке ЧМ-2018 к росту спроса со стороны лизингополучателей? Какие предметы лизинга будут востребованы в текущем году в городах, принимающих ЧМ-2018?

– ЧМ-2018, безусловно, положительно повлияет на бизнес в регионах проведения. Мы рассчитываем в первую очередь на рост спроса ближе к началу чемпионата на транспортные услуги, на пассажирские перевозки и, как следствие, коммерческий транспорт, автобусы и автомобили представительского класса.

 – Какова, по вашим оценкам, была степень проникновения лизинга в продажи автомобилей (полной массой менее 3,5 тонны и более 3,5 тонны) в 2016 году? Каковы ваши ожидания относительно доли лизинга в автопродажах по итогам 2017 года в связи с продлением программы льготного автолизинга (бюджет 10 млрд рублей)?

– Потребность в транспорте никуда не исчезает, а значит, будет востребован и лизинг как оптимальный способ этот транспорт приобрести с минимальной финансовой нагрузкой. В России требует обновления такое колоссальное количество машин, что автолизинг будет востребован десятки лет. А «Европлан», оставаясь лидером сегмента, сыграет в процессе обновления автопарка страны одну из ведущих ролей. Благодаря продлению государственной программы субсидирования коммерческого и грузового транспорта мы ожидаем, что спрос на этот тип ТС останется на высоком уровне. Также сейчас в правительстве РФ обсуждается запуск аналогичной программы на дорожно-строительную технику. Если программа в итоге будет запущена, то это также приведет к увеличению спроса на ДСТ.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80