По новым правилам

Рынок лизинга, достигший за последние годы внушительного объема — его портфель составляет 3 трлн руб., привлек внимание государства: Центробанк и Минфин заявили, что для отрасли будет разработан механизм госрегулирования. Это должно не только повысить уровень доверия между лизингодателями и банками, но и привести к снижению ставок для лизингополучателя. Кроме того, реформа поможет уменьшить системные риски, наличие которых продемонстрировало недавнее банкротство авиакомпании "Трансаэро".

Суть реформы

В июне Центробанк и Минфин сообщили, что готовится реформа рынка лизинга. Как пояснили представители регулятора, причины такого решения чисто экономические: за последнее десятилетие лизинговый рынок вырос и стал "гигантским": объем портфеля достигает 3 трлн руб., по размеру кредитных требований он занимает второе место после банковского. Как отмечает гендиректор "Сбербанк Лизинга" Кирилл Царев, лизинг стал одной из немногих финансовых отраслей в сегменте малого и среднего бизнеса, которые в течение последних лет не только стабильно работали, но и развивались. 

В ЦБ признают, что качество портфеля рынка лизинга лучше банковского, однако есть и неприятные прецеденты. В обзоре финансовой стабильности ЦБ упомянуто, что из-за банкротства авиакомпании "Трансаэро" некоторые лизинговые компании испытывали проблемы. "Ухудшение ситуации в ряде других компаний показывает, что потенциальным источником системного риска может быть рынок лизинга, который не подлежит регулированию и является частью параллельной банковской системы",— отмечал регулятор. 

"Долгие годы роль лизинга в нашей стране была недооценена, хотя для клиента это способ получить доступное финансирование, а для кредитора — надежный инструмент инвестиций. Учитывая, что рынок дорос до таких объемов, логично, что у него должен появиться регулятор. В результате реформы должны остаться добросовестные компании, которые работают прозрачно и открыто",— считает генеральный директор "Газпромбанк Лизинга" Максим Агаджанов. В Центробанке уже заявили, что первым направлением реформ будет специальное отраслевое регулирование. 

Второе — повышение прозрачности: лизинговые компании должны будут полностью перейти на учет по международным стандартам с 2019 года. Третий пункт — минимизация рисков. По мнению регулятора, имущественные права лизинговых компаний должны максимально защищаться. Планируется защитить права и второй стороны — лизингополучателя. Для этого стоимость лизинга должна раскрываться полностью: как отметили в ЦБ, лизингополучатель зачастую не знает выкупной стоимости предмета лизинга. В Центробанке также напомнили, что лизинг — один из немногих секторов экономики, где нет саморегулирования. ЦБ предложит участникам рынка создать СРО. В каком именно виде будет проводиться реформа, регулятор обещал сообщить осенью, когда завершится аудит лизинговых компаний. "Государство стремится сделать рынок более понятным и прозрачным как для себя, так и для инвесторов",— поясняет Кирилл Царев. 

Зачем нужна реформа

По словам Александра Михайлова, генерального директора ПАО "Европлан", активы в лизинговой отрасли распределены неравномерно: есть крупные сделки — лизинга самолетов, железнодорожных вагонов — и более мелкие — автотранспорта. "То есть сделки в 1 млрд руб. и в 1 млн руб. с абсолютно разным риском — все называется лизингом",— отмечает эксперт. По мнению господина Михайлова, основные риски несут лизингодатели, так как они финансируют приобретение предметов лизинга на сотни миллиардов рублей и именно им предстоит вернуть деньги кредитным организациям. Таким образом, цель реформы состоит в минимизации рисков лизинговых компаний. Кроме того, определенные риски несут профильные инвесторы, кредитующие лизинговые компании — для них тоже должны быть предусмотрены механизмы защиты, считает эксперт. 

Важной целью реформы, по мнению генерального директора компании "Лизинг-Трейд" Алексея Долгих, помимо повышения прозрачности рынка является снижение стоимости фондирования для лизингодателей, что в конечном счете удешевит лизинг для малого и среднего бизнеса. А заместитель генерального директора Carcade Юрий Еремин считает, что Центробанк сможет стать главным регулятором и "единым окном" для участников лизингового рынка. Эксперт также напоминает о том, что сейчас лизинговые компании поднадзорны как минимум трем контролирующим органам — Росфинмониторингу, ФНС и Росреестру. 

Что думают участники рынка

Что касается лизингополучателей, то у них нет единого мнения по поводу необходимости контроля рынка Центробанком. По словам Алексея Никитина, управляющего партнера юридической компании "Право и практика" (экс-директора "Альянсрегионлизинга"), многие лизингополучатели выступают за регулирование отрасли. "Для лизингополучателя идти в суд за защитой своих интересов подчас непозволительно долго: за месяцы, а то и годы судебного разбирательства лизингополучатель может исчезнуть как экономический субъект",— говорит эксперт. ЦБ мог бы оперативно реагировать на разного рода жалобы, а главное, своими нормативными актами установить прозрачные правила игры, которые сейчас де-факто формирует только судебная практика. Между тем ряд лизингополучателей не заинтересован в регулировании отрасли. Как поясняет господин Никитин, речь идет о компаниях, которые не могут получить заем из-за своего плохого финансового состояния. В этих случаях лизинговые компании зачастую идут на риск и финансируют компании, которым банки наверняка отказали бы в кредите. 

Что касается лизингодателей, то их волнует то, как будет проходить реформа. Например, будут ли нормативные документы приниматься в ускоренном порядке. "Непродуманная и скорая реализация создаст новые препятствия для рынка, приведет к снижению конкуренции, доступности и качества услуги и повышения стоимости лизинга для конечного потребителя",— полагает господин Долгих. Кроме того, важно, как на практике будут применяться стандарты МСФО. Если отчетность будет необходимо предоставлять один раз в год, это не создаст проблем. Трудности возникнут, если компании заставят отчитываться ежемесячно или ежеквартально. "Тогда придется дополнительно нанимать сотрудников, а также обучать имеющихся специалистов, что повысит операционную нагрузку на лизинговые компании",— поясняет Алексей Долгих. 

Опрошенные эксперты, сходятся в одном: независимо от того как участники отрасли относятся к реформе, ее проведение неизбежно. Более того, изменения пойдут на пользу рынку лизинга в целом: и лизингодателям, и лизингополучателям. Ведь помимо всего реформа будет способствовать саморегулированию рынка. Как поясняет господин Долгих, мелкие игроки уйдут с рынка, а останутся только крупные и наиболее эффективные компании. При этом прозрачность рынка и его инвестиционная привлекательность будут зависеть не только от целей ЦБ и принятых законов, но и от их технической проработанности и своевременности принятия. 

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80