Интервью с Александром Михайловым, генеральным директором ПАО «Европлан»

Какие значимые события произошли на рынке в 3 квартале 2016 г.?

На наш взгляд, наиболее значимое событие — это возникновение вопроса о госрегулировании отрасли. Очевидно, что вызван он проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, например, в авиационной. Но затронет регулирование все лизинговые компании, независимо от их специализации. Поэтому здесь особенно важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала — в частности, в сегменте лизингового финансирования транспорта для малого и среднего бизнеса.

В то же время механизмы защиты лизингодателей (именно они несут основные риски, финансируя приобретение транспорта, техники и оборудования на миллиарды рублей) действительно нуждаются в доработке, и мы надеемся, что повышение их эффективности на законодательном и исполнительном уровне станет одним из результатов введения регулирования. 

Кроме того, за Минфином остаётся так и не сделанный, но важнейший перевод лизинговых компаний на правила бухгалтерского учета, гармонизированные с МСФО. Приказ Минфина 1997 года, регулирующий учет лизинговых операций, безнадежно устарел.

Важным событием является и окончание государственной программы субсидирования автолизинга. Судя по всему, она не будет продлена в 2017 году, но лизингополучатели всё равно смогут получить лизинговое финансирование на комфортных условиях, воспользовавшись российскими региональными программами субсидирования, программой Белоруссии и работая со специализирующимися на автолизинге компаниями (за счёт специальных программ с автопроизводителями по более чем 40 маркам транспорта).

Как изменился спрос со стороны лизингополучателей (с точки зрения предметов лизинга, сроков и иных параметров) в 2016 году? Какие особенности в этом контексте можно выделить в сегменте малых и средних предприятий?

Как показало проведённое нами «Исследование уверенности автопотребителей», в 2016 году всего 56,3% опрошенных физических лиц намереваются приобрести личный транспорт, тогда как для бизнеса автомобили собираются покупать 69,1% компаний-респондентов. Это полностью соответствует текущему тренду, когда корпоративные продажи легковых автомобилей в России растут (данные Автостата), в то время как приобретение автомобилей физическими лицами снижается (данные Ассоциации европейского бизнеса). Позитивная динамика корпоративных продаж и данные «Исследования уверенности автопотребителей» свидетельствуют о запасе прочности российского бизнеса в условиях кризиса и его способности обновлять автопарк активнее, чем это делают домохозяйства (располагаемые доходы которых снизились). Приобретать транспортные средства юридическим лицам традиционно помогает лизинг — наиболее реальный в условиях кризиса и роста цен способ получить необходимые для бизнеса автомобили с минимальной финансовой нагрузкой. Рост рынка корпоративных продаж вместе с повышением популярности лизинга как способа приобретения автомобиля являются одним из важных факторов роста сегмента автолизинга.

В этом году о намерении приобрести грузовые автомобили заявили 45,3% респондентов, легковые автомобили всех классов — 44,9%, то есть показатели приблизительно равны. 27% клиентов планируют приобретать легкий коммерческий транспорт, 24,6% — строительную и специальную технику.

Для малого и среднего бизнеса в этом году по-прежнему важны такие параметры лизинга, как низкий аванс, нулевое или минимальное удорожание, возможность сезонных платежей. Это как раз то, что лучше автолизинговые компании способны обеспечить для своих клиентов за счёт партнёрских программ с автопроизводителями и дилерами.

Какова текущая ситуация в сегменте автолизинга для физических лиц?

Наши результаты в этом сегменте пока остаются на уровне прошлого года. Непросто практически в одиночестве развивать совершенно новый, непривычный для российского рынка способ покупки автомобиля, тем более домохозяйствами, располагаемые доходы которых снизились. В то же время нам удалось построить, так сказать, инфраструктуру продукта: сегодня в число наших партнеров по лизингу для физических лиц входят большинство популярных марок, например, BMW, Land Rover, Volvo, Kia и другие. В результате физические лица могут приобретать автомобили в лизинг практически с такой же выгодой, как и юридические лица.

Кроме того, мы поняли, что лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не терзаться мыслями о том, сколько он будет стоить по объявлениям через три года, как бы его побыстрее выкупить, как самому продать. Выбирая лизинг, владелец получает автомобиль уже зарегистрированным в ГИБДД, с номерами и не несет риска остаточной стоимости. Лизинговая компания застрахует его по самым низким тарифам (каско, ДСАГО, ОСАГО), а в процессе использования автомобиля доступны автопомощь на дорогах и техобслуживание от партнеров лизинговой компании. Наконец, уплату транспортного налога также готов взять на себя «Европлан».

Мы по-прежнему являемся единственным игроком федерального масштаба на этом рынке и не думаем, что в ближайшее время ситуация изменится. Очевидно, что не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально гораздо более массовый и рискованный, чем традиционный для России финансовый лизинг. Чтобы передавать машины в лизинг физическим лицам, нужно очень хорошо уметь определять остаточную стоимость авто через один, два, три года эксплуатации, быть готовым к многочисленным нюансам эксплуатации, претензиям, возвратам и т. д. «Европлан» в этом случае находится в уникальной ситуации: мы 17 лет работаем на рынке, передали в лизинг технику по более чем 220 тысячам контрактов, имеем диверсифицированную систему финансирования, пережили все прошлые кризисы и успешно работаем в сегодняшнем. Поэтому лизинг для физических лиц остается для нас одним из направлений развития, на которое мы возлагаем большие надежды и в рамках которого готовы эффективно работать.

Какие изменения произошли в методах и влиянии конкуренции на лизинговом рынке за 2015-2016 гг.?

Относительно оценки конкуренции на рынке целесообразно сравнивать динамику бизнеса, скажем, десяти ведущих компаний, которые занимаются автолизингом, за последние десять лет. Десять лет назад в десятке практически не было государственных компаний, а сейчас из пяти ведущих компаний — сразу две государственные. Они действительно являются крупными игроками, но при этом мы с точки зрения именно лизинга автотранспорта выглядим предпочтительней. У нас почти 90% портфеля сфокусировано на этом сегменте, у государственных игроков этот показатель — около 10%. По нашему мнению, они берут рынок не путем специализации, а просто за счет действий на более широком фронте и используя более дешевые ресурсы — в конечном итоге налогоплательщиков.

В отличие от них мы удерживаем значительную долю рынка автолизинга именно за счет нашей фокусировки на автомобилях, на профиле и потребностях нашего клиента, которого мы хорошо знаем и понимаем, что ему нужно. То есть нам не приходится разбрасываться — одновременно с автолизингом заниматься лизингом самолетов, железнодорожных вагонов, прокатных станов, доменных печей и прочего. У нас только автолизинг.

Находится ли рынок уже на стадии восстановления, или в деятельности еще преобладает урегулирование проблемных задолженностей?

Как мы и прогнозировали ранее, автолизинг, пройдя свой минимум в 2015 году, вновь выступил драйвером рынка и в 1 полугодии 2016 г. продемонстрировал прирост в 31% (по данным RAEX («Эксперт РА»)). Наши собственные результаты снова опережают рынок: за 9 месяцев 2016 г. наш показатель нового бизнеса (стоимость купленных для клиентов предметов лизинга) вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 46%, составив 25,8 млрд. рублей.

В рамках реформирования лизингового рынка планируется создание реестра лизинговых договоров. Какие сведения о заключенных договорах финансовой аренды (лизинга) компании готовы раскрывать? В чем должно быть кардинальное отличие такого реестра от аналогичных баз (например, бюро кредитных историй и бюро страховых историй)?

Предполагалось, что это будет благим начинанием, нацеленным на повышение балла России в рейтинге Doing Business за счет развития «правовой базы для обеспеченных сделок» (которая в оригинале подразумевает создание, публичность и приведение в законное исполнение 4 функциональных эквивалентов защищенных интересов в составе движимого имущества: передача прав собственности доверенному лицу; финансовая аренда/лизинг; присвоение или передача дебиторской задолженности; продажи с удержанием права собственности). Однако оно было неуклюже подменено реестром лизинговых сделок на базе ЕФРС. Без какого-либо согласования лизинговые компании обязали подавать в него сведения о сделках, начиная с октября 2016 года.  

Если внимательно почитать методологию (мы это сделали — и всем советуем), то видно, что нужен не реестр лизинговых сделок, а хорошо работающий реестр обременений активов, возникающих, в том числе, по лизинговым и другим сделкам. Реестр (список) лизинговых сделок в отрыве от регистрации залога не создает улучшения балла Doing Business. А вот хорошо работающий реестр залогов и обременений — создает. Список же лизинговых сделок убивает конкуренцию и конфиденциальную информацию о лизингополучателях, при этом никак не влияя на финансовую стабильность лизинговой отрасли. Угроза финансовой стабильности произрастает не из малых сделок, а из крупных. Кроме того, из списка лизинговых сделок (это показатель потока) регулятор не может получить даже сводного отраслевого баланса (это показатель запаса), т.е. лизингового портфеля. Таким образом, список сделок — это профанация и идеи «все ради Doing Business», и идеи «к финансовой стабильности отрасли — через реестры и обязывание лизинговых компаний декларировать каждый шаг».

Иными словами, реестр должен работать «от активов», а не «от списка сделок какого-либо лизингодателя». Это принципиально важная корневая логика архитектуры: «от актива» к выяснению всех видов обременений в отношении этих активов. Тогда участник экономической деятельности сможет проверить актив на предмет таких ограничений.

Развитие уже работающего (это важно) реестра залогов Федеральной нотариальной палаты гораздо точнее бьет в цель, помогая формировать правовую базу для обеспеченных сделок по методологии «Получение кредитов» (Getting Credit Methodology) рейтинга Doing Business. На его основе можно создать реально работающие механизмы анализа обременений различных видов активов и обезопасить участников оборота этих активов.

Как вы относитесь к идее создания СРО на лизинговом рынке? Какое воздействие на рынок лизинга окажет создание СРО?

Вопрос регулирования отрасли действительно назрел — но вызван он, прежде всего, крупными проблемными сделками, затрагивающими множество интересов. Автолизинг же, долгие годы развивавшийся за счёт успешной работы частных лизинговых компаний, не является критичным сегментом с точки зрения регулирования и, в конечном счёте, стабильности российской финансовой системы.

Для саморегулирования отрасли необходимы: 1) единая система координат в отчетности (бухгалтерские стандарты, гармонизированные с МСФО); 2) прозрачность собственников лизинговых компаний как участников финансового рынка; 3) раскрытие отчетности и существенных фактов не по форме, а по содержанию; 4) единые минимальные стандарты корпоративного управления; 5) стандарты управления рисками, капиталом, ликвидностью и обязательные правила внутреннего контроля; 6) высокие бизнес-стандарты для участников СРО.

На каких условиях ваша компания была бы готова участвовать в СРО и соблюдать устанавливаемые нормативы?

Пока требования и нормативы не сформулированы. Парадоксально, но, чтобы их сформулировать, необходимо сначала перевести все российские лизинговые компании на новые РСБУ, гармонизированные с МСФО. Без единого расчёта базовых показателей назначение нормативов не только бесполезно, но и вредно.

Каков должен быть минимальный размер капитала и/или уровень достаточности капитала у ЛК в случае введения такого норматива?

На наш взгляд, для лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом, должны быть установлены требования к капиталу, сравнимые с банками или некредитными финансовыми организациями. Достаточность должна определяться на основе достоверных данных МСФО и взвешивать активы по группам риска. Также необходим контроль ликвидности лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом.

Как вы оцениваете готовность собственников наращивать УК компаний в ближайший год?

Капитал «Европлана» и без пополнения значителен, тем не менее, акционеры приняли основные решения о его увеличении в конце 2016 года. Акционеры, стратегически рассматривающие свои  лизинговые компании, заинтересованы создавать надежные организации с независимым доступом на рынок капитала, а для этого нужна достаточность капитала, сравнимая с банками, которые тоже занимают деньги на рынке капитала. 

Считаете ли вы, что рынку в целом необходима большая диверсификация сделок по видам оборудования/клиентам?

На наш взгляд, будущее рынка — за специализированными лизинговыми компаниями, которые сфокусированы на определённых сегментах (например, частные лизинговые компании — на автолизинге, государственные — на авиализинге и других сложных, важных для реализации стратегических госпроектов сегментах). В результате все оказываются в плюсе: за счёт специализации лизинговые компании хорошо знают профиль своих клиентов и понимают его реальные потребности, им не приходится разбрасываться и заниматься одновременно всем, тем самым неэффективно расходуя деньги налогоплательщиков (если говорить о лизинговых госкомпаниях). Невозможно одинаково хорошо финансировать и прокатные станы для заводов, и автомобили для малого бизнеса.

Как будет развиваться лизинговый рынок в 2017 году? Какие сегменты будут драйверами роста или окажут поддержку рынку?

Мы ожидаем дальнейшего роста автолизинга в 2017 году, как и в 2016 г. он может стать отличным драйвером всего рынка — это должно произойти за счет концентрации спроса лизингополучателей на услугах от надежных лизингодателей и роста популярности лизинга как способа приобретения автомобиля. Потенциал российского рынка здесь огромный, нам далеко даже до восточно-европейских показателей популярности лизинга.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80