Центробанк и Минфин готовятся реформировать рынок лизинга

Центробанк и Минфин готовят реформы рынка лизинга, об этом сообщил директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев. По его словам, к осени ведомства подготовят проект «обширных» регуляторных изменений.

Причины внезапного реформирования рынка – экономические. «Лизинговый рынок за последнее десятилетие вырос, сейчас объем портфеля – 3 трлн руб., с точки зрения размера кредитных требований он занимает 2-е место после банковского, рынок стал гигантским», – подытожил Моисеев (см. врез).

Кредитное качество лизингового портфеля вдвое лучше банковского, хотя прецеденты бывают, подчеркнул он. В банковском секторе последние две категории надежности – IV и V – занимают примерно 10% портфеля, а в лизинге – примерно 5%, сказал Моисеев.

В обзоре финансовой стабильности ЦБ указывал, что из-за банкротства «Трансаэро» ряд лизинговых компаний испытывали проблемы. «Ухудшение ситуации в ряде других компаний показывает, что потенциальным источником системного риска может быть рынок лизинга, который не подлежит регулированию и является частью параллельной банковской системы», – писал регулятор. Впрочем, пока не решено, кто будет регулировать рынок – ЦБ не претендует на эту роль, указывает он.

Первое направление реформ – изменение нормативно-правовой основы, сообщил Моисеев. Есть закон о лизинге, но в нем отсутствует специальное отраслевое регулирование. «Лизинг мог бы быть исключительным видом деятельности. Это означает, что какой-либо другой вид деятельности с ним совмещать невозможно», – сообщил Моисеев. Второе – повышение транспарентности: лизинговые компании полностью перейдут на учет по международным стандартам с 2019 г.

Цель ЦБ, по его словам, «чтобы кредитное качество лизинговых компаний было близко к суверенному минус пару ступеней». Сейчас премия за риск кредиторов и инвесторов составляет примерно 200 базисных пунктов, добавил он.

Третье направление – минимизация рисков: имущественные права лизинговых компаний должны максимально защищаться, следует из слов Моисеева. Кроме того, предполагается проект по развитию секьюритизации лизинговых портфелей, что может снизить стоимость фондирования для компаний, которые сейчас финансируют бизнес за счет облигаций и кредитов.

Должны быть защищены и права другой стороны – лизингополучателя. По потребкредитам раскрывается полная стоимость кредитов, таким же образом должна раскрываться полная стоимость лизинга, сказал Моисеев, добавив, что иногда лизингополучатель не знает, какова выкупная стоимость предмета лизинга.

Он также указал, что лизинговый рынок – один из последних секторов, в котором саморегулирование отсутствует, и ЦБ будет рекомендовать создать СРО. По его словам, к осени завершится аудит лизинговых компаний и будет понятно, в каком виде находятся компании.

«Отрасль достаточно большая, но активы распределены неравномерно: есть крупные сделки в лизинге самолетов, железнодорожных вагонов, и более розничные – автотранспорта. То есть сделки размером в миллиард рублей и в миллион с абсолютно разным риском – все называется лизингом», – говорит предправления «Европлана» (входит в группу «Бин») Александр Михайлов. Он полагает, что интерес к лизинговой отрасли спровоцировали результаты крупных лизинговых госкомпаний и банкротство «Трансаэро».

Желательно регулировать те компании, которые производят больший риск, несут потенциальную нагрузку на систему, бюджет, налогоплательщиков, говорит Михайлов. Регулирование с поправкой на риск было бы более правильным, полагает он. Самым серьезным вызовом для отрасли из предлагаемых реформ он считает переход на МСФО: «Говорить о регулировании отрасли без единых стандартов предоставления результатов невозможно».

Михайлов считает интересной идеей переход на цифровой лизинг: «Регулятор намерен создать реестр договоров в электронной форме. На мой взгляд, это немного преждевременно, даже банки не регистрируют в реестре все кредиты, выданные юрлицам».

Сложнее всего – это переход на МСФО, солидарен гендиректор «Трансфин-М» Дмитрий Зотов. Тридцать крупнейших компаний делают отчетность по международным стандартам, но для других компаний это лишние расходы, говорит он. Вторая сложность – переход на электронные технологии: нужен единый разработчик, а его пока в лизинге нет.

«Ставки руками не снизишь, а вот правильная инфраструктура этому может способствовать. Мы сейчас как собственники автомобилей не защищены максимально – базы разрозненны, машина в лизинге может быть арестована. Если инвесторы будут видеть, что лизинговые компании хорошо защищены, в эту отрасль польются деньги и ставки снизятся», – заключает Михайлов. Лизинг относится к финансовому посредничеству, учитывая роль мегарегулятора, наверное, было бы логично, чтобы регулированием рынка занимался ЦБ, считает Михайлов.

«Я бы лично выступал за то, чтобы регулированием занимался ЦБ и чтобы компании могли в ЦБ рефинансировать свои лизинговые портфели, выданные по стандартам, которые определит регулятор», – говорит Зотов.

Наиболее затратное для рынка – появление регулятора как такового, нужно будет создавать соответствующие структуры, нанимать высококвалифицированных людей в части корпоративного управления, риск-менеджмента, готовить отчетность по МСФО, перечисляет гендиректор Carcade Олег Костючок. Это самое сложное для компаний, у которых этого еще нет, полагает он. «Я бы не проводил прямую между тем, что появится регулятор и финансирование для лизинговых компаний подешевеет, это не совсем очевидная параллель», – заключает он.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80