Российский авторынок отказывается жить в кредит

В условиях нестабильной экономической ситуации банки повышают процентные ставки по автокредитам и ужесточают требования к заемщикам. В результате доля кредитных автомобилей неуклонно снижается, что сыграло не последнюю роль в падении рынка, которое продолжается на фоне растущих цен на машины. По словам участников отрасли, исправить ситуацию могут льготные автокредиты, но российские власти возобновлять эту программу пока не собираются.

Больше не драйвер

Автокредитование, ставшее основным драйвером роста российского авторынка в последние годы, с повышением процентных ставок утратило свою движущую силу. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-сентябре 2014 года российские банки (без учета Сбербанка) выдали 605,9 тыс. автокредитов – на 21,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

По словам вице-президента компании «Европлан» Александра Михайлова, сокращение рынка автокредитования в этом году обусловлено совокупностью причин: общее падение продаж автомобилей, подорожание каско, рост процентных ставок, а также более избирательный подход кредиторов к заемщикам. Стремясь минимизировать свои риски, банки стали одобрять меньше автокредитов и повысили свои требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика.

Как отмечает заместитель гендиректора Объединенного кредитного бюро Николай Мясников, ужесточение требований к заемщикам со стороны банков и снижение уровня одобрения автокредитов наблюдается, невзирая на то, что это залоговые, то есть менее рисковые кредиты. В связи с этим желающим в ближайшее время приобрести автомобиль в кредит стоит внимательно оценить свои шансы и возможности, советует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его словам, не лишне будет посмотреть свою кредитную историю, погасить неактуальные кредиты, проверить отсутствие недостоверных записей.

Стоит отметить, что глубину падения рынка автокредитования обеспечивает высокая база прошлого года. Напомним, во второй половине 2013 года действовала госпрограмма льготного автокредитования, значительно увеличившая долю кредитных продаж новых автомобилей. «Сегодня действует только программа утилизации, основное действие которой направлено, в первую очередь, на поддержку продаж автомобилей, а не на кредитный спрос», – констатирует начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бессонов.

Действительно, на фоне падения российского авторынка на 13% за 9 месяцев 2014 года доля кредитных продаж, по оценкам НБКИ, сократилась с прошлогодних 45 до 35 процентов. Причем в сегменте автомобилей стоимостью до миллиона рублей эта доля сократилась еще сильнее. Как считает Алексей Волков, одна из причин снижения кредитных продаж – падение курса рубля, что привело к росту сделок за наличный расчет. «Таким образом, граждане действуют по принципу “надо покупать сегодня – завтра будет дороже”, пытаясь застраховать себя от возможного дальнейшего повышения рублевых цен и ставок по кредитам», – рассуждает он. 

Ставки растут

Только в текущем году автокредиты подорожали на 1,5-2% в связи с ростом стоимости фондирования для самих банков, а также из-за увеличения кредитных рисков. Как говорят в Сбербанке, рост стоимости денег напрямую отражается на стоимости кредитов для клиентов. Между тем банки стали внедрять дифференцированный подход к заемщикам: имеющим хорошую кредитную историю предлагаются лучшие условия, в том числе и меньший размер ставок, добавляет Алексей Волков.

Несмотря на более чем 20-процентное снижение выдачи автокредитов в январе-сентябре этого года, в денежном выражении рынок автокредитования сократился лишь на 12,5%, до 339,1 млрд руб., подсчитали в НБКИ. Руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка «УРАЛСИБ» Михаил Воронько объясняет это увеличением средней суммы выданных автокредитов. Так, за 9 месяцев 2014 года она выросла на 11% и составила 559,7 тыс. руб., гласят данные НБКИ. До конца года эта цифра может достигнуть 600 тысяч, прогнозирует начальник управления массового рынка и кредитных продуктов Райффайзенбанка Андрей Морозов.

По словам участников рынка, средний размер автокредитов растет вслед за повышением цен на автомобили, а также из-за большего падения спроса в сегменте бюджетных машин. Согласно данным Сбербанка, средняя сумма кредита на отечественные автомобили практически не изменилась, а на иномарки выросла примерно на 15%. Как поясняют в пресс-службе финансовой организации, это связано с ростом цен на автомобили, а также увеличением стоимости страхования каско, которое зачастую оплачивается за счет заемных средств.

«Что касается средней суммы автокредитов, мы отмечаем разные тренды в текущем году. Вначале был рост, затем — стремительное падение. Сейчас понемногу средняя сумма восстанавливается – в основном за счет удорожания автомобилей», – рассказывает старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев.

Чаще всего россияне берут кредит на покупку бюджетных иномарок, а также отечественных Lada. Впрочем, ситуация в различных банках отличается в зависимости от наличия партнерских программ. В УРАЛСИБе наибольшим спросом у заемщиков пользуются кредиты на автомобили таких марок, как Lada (23,7%), Hyundai (13%), Volkswagen (9,4%), Honda (9,4%), Skoda (7,4%). Это связано с тем, что автомобили данных марок доступны по цене, а также с тем, что на них есть специальные кредитные предложения в банке. Клиенты ВТБ24, который выдает автокредиты на покупку автомобилей любых марок, в том числе подержанных, чаще всего выбирают модели Kia, Hyundai, Chevrolet и Lada. Среди заемщиков группы Сбербанка России наибольшим спросом пользуются автомобили Lada, Hyundai и Ford, а наиболее популярные модели – Lada Granta, Priora и Largus. А вот в рейтинге Русфинанс Банка преобладают иномарки – Hyundai Solaris, Kia Rio, Mazda CX-5, Lada Granta и Skoda Octavia.

Верните льготные автокредиты

С учетом сложной экономической ситуации на финансовом рынке банки не исключают дальнейшего повышения ставок до конца этого года. В следующем году они могут вырасти еще на 2-3% в зависимости от стоимости фондирования для кредитных организаций. При этом банки будут еще более внимательно относиться к оценке заемщиков и одобрению кредитов.

По мнению Андрея Морозова, сейчас наиболее благоприятный момент для покупки автомобиля с помощью автокредита, поскольку на рынке сохраняется множество по-настоящему выгодных предложений как для покупки машины, так и для получения автокредита. «Для тех, кто еще не купил автомобиль, но хочет сделать это в ближайшее время, сейчас еще есть возможность приобрести машину в кредит на комфортных условиях и без повышения стоимости автомобиля», – соглашается Алексей Бессонов.

Как отмечают в Сбербанке, наряду со скидками по программе утилизации покупателям доступны и специальные программы автокредитования от автопроизводителей. Скорое окончание программы утилизации, а также инфляционные ожидания стимулируют клиентов не откладывать приобретение автомобилей, что может позитивно сказаться на рынке автокредитования до конца 2014 года, считают в Сбербанке.

Что касается дальнейших перспектив, то в 2015 году банки ожидают еще большего падения рынка автокредитования, в связи с чем очень рассчитывают на возобновление госпрограммы субсидирования процентных ставок. По мнению Алексея Волкова, в случае введения таких мер поддержки в будущем году объем автокредитования может выйти на значения, достигнутые в 2013 году, а доля кредитных автомобилей вернется к 40-45%.

Однако без льготных автокредитов отрасль начнет восстанавливаться не раньше 2016 года, вместе с продажами новых автомобилей. По мнению Михаила Воронько, ситуация на рынке автокредитования кардинально не изменится ни в этом, ни в следующем году, что связано с общей экономической ситуацией. «Мы ожидаем, что общая положительная динамика начнется с 2016 года. Несомненно, кэптивные банки смогут предложить интересные условия для части потенциальных клиентов, учитывая плотное взаимодействие с дилерами и непосредственно с автопроизводителем. Доля кредитных продаж в целом по рынку сохранится на уровне 30%. Показатель покажет положительную динамику с 2016 года, после снижения “стоимости денег” для банков и формирования наиболее интересных предложений для клиента», – считает он.

Дальнейший рост рынка автокредитования будет зависеть от уверенности потребителей, готовности их покупать автомобили и адекватной ценовой политики банков, добавляет Алексей Токарев. По его словам, если средние ставки вернутся в диапазон 13-14%, то можно прогнозировать рост доли кредитных автомобилей.

«Мы помним, что в истории рынка кредитования в России были примеры, когда каждый второй автомобиль приобретался за счет кредитных средств, и это не предел», – уверен Алексей Бессонов. Потенциально российский рынок может выйти на уровень западных стран (70%), но не раньше чем через 5-7 лет, прогнозируют в Сбербанке.

«Для заемщиков выбор банков определяется набором параметров и один из важнейших – уровень ставок. Очевидно, что у заемщиков с хорошей кредитной историей будет существенно больший выбор среди кредиторов и они будут желанными клиентами и в специализированных, и в универсальных банках», – резюмирует Алексей Волков.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80