Выдохнули. Работаем

Полновесного кризиса на лизинговом рынке не случилось. Кропотливая работа с каждым клиентом, сохранение уже существующего портфеля вместо агрессивной экспансии на новые рынки, ориентация на отдельные направления, которые могут стать точками роста, — такова реальность рынка на ближайшие месяцы

Начало 2015 года рынок лизинга встретил в состоянии анабиоза. Причин тому было более чем достаточно: замедление промышленного производства и инвестиционного процесса, обернувшееся сползанием российской экономики в полноценную рецессию, а также лихорадка на валютном рынке, закончившаяся взвинченной до людоедских 17% ключевой ставкой Банка России. В результате лизинговые компании столкнулись с сокращением объемов нового бизнеса, резким удорожанием стоимости банковского фондирования и растущей просрочкой. Однако несмотря на апокалиптические ожидания, уже к концу года экономика продемонстрировала если не оживление, то, по крайней мере, сокращение темпов падения, а корпоративный кредитный портфель российских банков в ноябре показал 5% годового прироста в рублях и 22% в валюте. Не смог не отреагировать и лизинговый рынок. «Давление на лизинговый рынок по-прежнему оказывают сложности макроэкономического плана, сложная внешнеполитическая обстановка и стагнация в экономике страны, — отмечает генеральный директор “ВТБ Лизинг” Андрей Коноплев. — По итогам девяти месяцев 2015 года рынок лизинга несколько приостановил темпы падения, продемонстрированные в течение первого полугодия, поскольку были реализованы сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, заключен ряд сделок аренды воздушных судов, а также снижена ключевая ставка ЦБ, что позволило несколько улучшить условия фондирования».

Отдельные лизингодатели говорят даже об успехах. «Несмотря на снижение продаж автомобилей и лизингового рынка, а также на нестабильную экономическую ситуацию в стране, мы продолжаем предоставлять долгосрочное финансирование своим клиентам, — рассказывает Александр Михайлов, старший вице-президент компании “Европлан”. — Обеспеченность фондированием и фокус на автолизинге позволяют нам показывать хорошие финансовые результаты и в сегодняшнее непростое время. Наш объем сделок автолизинга (сумма договоров) превысил 26 млрд рублей. За период с января по сентябрь с многочисленными лизингополучателями: российскими предприятиями, организациями, предпринимателями и физическими лицами — мы заключили 11,6 тыс. договоров лизинга транспорта, различной техники и оборудования на сумму 17,6 млрд рублей (без НДС). Результаты года также будут высокими».

В небе и на земле

Авиа- и автолизинг, действительно, оказали поддержку рынку. Начнем с первого. Конечно, ожидать роста в этом сегменте не приходилось — учитывая проблемы, с которыми еще в прошлом году столкнулись крупнейшие авиаперевозчики. Заканчивается год и вовсе на минорной ноте — банкротством второй по размеру авиакомпании страны «Трансаэро». Еще в декабре прошлого года у компании было немногим более 100 самолетов, из которых в собственности находилось лишь девять. По различным оценкам, на начало декабря в российских аэропортах оставалось не более 21 самолета компании, а значит, лизинговый парк сократился до 10–11 судов. Разумеется, записывать все эти потери в асболютный минус» для лизингового рынка не стоит. «Уход с рынка авиакомпании “Трансаэро” и необходимость сохранить ее маршрутную сеть будут способствовать перераспределению ее авиапарка среди других воздушных перевозчиков, в том числе с использованием лизинга», — уверен заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. Но далеко не все изъятые у «Трансаэро» самолеты нашли новых хозяев. Так, в конце октябре Дмитрий Савельев, генеральный директор «Аэрофлота», ставшего главным выгодоприобретателем в истории с банкротством «Трансаэро», говорил, что компания заберет у бывшего конкурента только 34 машины.

С другой стороны, сегмент авиационного лизинга отличает крайне небольшое количество сделок, каждая из которых оказывает заметное влияние на рынок в целом. Как пример — сделки, заключенные в этом году ГТЛК. В первой половине года компания передала три самолета Boeing в лизинг «Аэрофлоту». Еще более плодотворным — как для компании, так и для всего рынка в целом — стал авиасалон МАКС-2015, на котором был заключен ряд договоров об аренде самолетов SSJ 100. «В общей сложности нами были подписаны соглашения об аренде на 105 воздушных судов, — рассказывает Владимир Добровольский. — Также очень важным для нас стало подписанное в середине октября распоряжение Правительства РФ о докапитализации компании ГТЛК на 30 млрд рублей. За счет этих денег будет осуществляться продвижение самолета SSJ 100 на российский рынок региональной авиации».

Еще одним перспективным сегментом в ГТЛК считают водный транспорт, в частности корабли класса река—море. По словам господина Добровольского, на фоне падающего рынка доля сегмента водного транспорта за 2015 год выросла примерно в два раза. «Осенью ГТЛК подписала соглашения с ООО “БФ Танкер”, ОАО “Окская судоверфь” и АО “Завод «Красное Сормово»”, которые предусматривают постройку и поставку семи универсальных судов класса река—море проектов RST54 и RST27, — рассказывает Добровольский. — В соответствии с этими документами будет закуплено пять танкеров у ОАО “Окская судоверфь” и два танкера у завода “Красное Сормово”. Лизингополучателем выступает ООО “БФ ТАНКЕР”. Согласно заключенным соглашениям поставки кораблей начнутся в 2016 году. В середине ноября первый корабль уже спущен на воду».

Что касается автолизинга, то важнейшую роль в развитии этого сегмента сыграла государственная программа субсидирования авансовых платежей при покупке автотранспорта объемом в 2,5 млрд рублей, инициированная Минпромторгом России. «Программа дает клиенту гарантированную скидку в размере десяти процентов от стоимости транспортного средства, и те предприниматели и компании, которые действительно заинтересованы в развитии своего бизнеса, конечно же, стараются этим воспользоваться, — рассказывает Ольга Кириллова, директор Управления организации продаж “Сбербанк Лизинг”. —– Можно отметить, что благодаря данной программе реализуется более 80 процентов лизинговых сделок на новые авто отечественного производства».

По мнению игроков на рынке, автолизинг еще не исчерпал драйверы роста. «На сегодняшний день он стал серьезной альтернативой другим способам приобретения автомобилей, — уверен Александр Михайлов из “Европлана”. —– Доля продаж автомобилей с помощью лизинга составляет в России около пяти процентов, причем это результат почти двукратного роста за последние пять-шесть лет. Тенденция роста доли автолизинга устойчивая, при таком его проникновении нам пока далеко даже до восточноевропейских 15–20 процентов. Поэтому долгосрочный тренд роста доли автолизинга сохраняется».

Можно и в розницу

Еще одна тенденция, которую отмечают в «Европлане», — это постепенное развитие лизинга для физических лиц. «Он позволяет в разы снизить размер ежемесячных платежей по сравнению с автокредитом и обеспечивает простую и быструю смену одного автомобиля на другой без сложностей с самостоятельной продажей старого авто, — объясняет господин Михайлов. —– Ценность этого в полной мере ощущают те автовладельцы, которые уже (и обычно не один раз) сталкивались с этой не самой приятной процедурой». Как пример: не так давно «Европлан» выступил партнером и консультантом по разработке программы «Лизинг KIA Finance», позволяющей физическим лицам приобретать новые автомобили KIA в лизинг на особых условиях. Программа подразумевает ряд преимуществ для клиентов: возможность купить автомобиль в лизинг без первоначального взноса; «умный» аванс, размер которого выбирает покупатель; упрощенное и быстрое одобрение сделки; четыре опции завершения договора (обмен автомобиля на новый, выкуп в собственность, продление договора лизинга или возврат машины в лизинговую компанию).

Автомобильным сегментом программы розничного рынка не ограничиваются. Интерес игроков рынка к диверсификации портфеля за счет работы с некрупным бизнесом, зародившийся еще в 2010–2011 годах и вылившийся в запуск так называемых лизинговых фабрик, пусть и ослаб, но все же не исчез. «Экспресс-лизинг востребован, поскольку позволяет, например, быстро получить машину для грузоперевозок, оперативно провести уборку урожая или посевную или без лишней рутины приобрести авто премиум-класса, — объясняет Ольга Кириллова. — Нужно отметить, что розничные экспресс-продукты лизинга позволяют принимать решение по заявке клиента в сжатый срок. Например, в “Сбербанк Лизинг” это происходит за восемь часов на основании шести видов стандартных документов. Без сомнения, этот сегмент рынка, рассчитанный в первую очередь на микро- и малый бизнес, будет активно развиваться и расти в объемах. Более того, сейчас экспресс-технология отлично работает и в отношении крупных и средних предприятий, позволяя по упрощенной схеме одобрять сделки объемом до 300 млн рублей. Это нужно для тех, кто нуждается в финансировании на большие суммы в сжатые сроки, например с целью масштабной закупки техники для дорожного строительства, оборудования для производства или выполнения важных подрядных работ. Каждый, кто хоть раз пробовал получить кредитное решение в банках или лизинговых компаниях на столь внушительное финансирование, знает, что сроки подобных решений обычно составляют три-четыре недели, а то и больше».

Здесь, правда, нужно иметь в виду важное естественное ограничение: добиться успеха на ниве розничного лизинга проще крупным лизингодателям. «Большую долю рынка займет лизинговая компания, которая создаст хорошую разветвленную сеть розничных продаж, — уверена Ольга Кириллова. — По первым результатам расширения географии продаж компании “Сбербанк Лизинг” в сети Сбербанка мы видим возрастающий спрос на лизинг со стороны корпоративных клиентов банка. Можно отметить, что объем продаж экспресс-лизинга по итогам девяти месяцев 2015 года превысил аналогичный показатель прошлого года на 50 процентов».

Скромность — новая добродетель

Какие еще тенденции на рынке лизинга наблюдаются в уходящем году? «В сегменте рынка лизинга для малого и среднего бизнеса можно отметить падение объема нового бизнеса и увеличение доли просроченной задолженности, — отмечает Владимир Добровольский из ГТЛК. — В целом качество клиентов ухудшается, хотя спрос на услуги лизинга со стороны предпринимателей есть, и поэтому лизинговые компании вынуждены более внимательно оценивать целесообразность вхождения в сделку».

Кропотливая работа с каждым клиентом — таковы современные реалии рынка. «С 2014 года на фоне падения рынка лизинга стало четко прослеживаться смещение спроса от финансового лизинга в сторону операционного года, продолжается такая тенденция и сейчас, — говорит господин Добровольский. — Происходит это не от хорошей жизни. Проблемы есть как у лизингодателей, так и у лизингополучателей, и, чтобы как-то их решать, необходимо договариваться, идти навстречу друг другу. Перевод имущества из финансового лизинга в операционный и увеличение спроса на операционный лизинг является одним из путей решения возникших в результате кризиса проблем. Благодаря операционному лизингу лизингополучатели имеют возможность получить во временное пользование дорогостоящую технику, на покупку которой у них нет ни собственных средств, ни доступного кредитования. Развитию операционного лизинга способствует также то, что в нынешних непростых экономических условиях лизингополучателям весьма непросто разрабатывать ближне- и среднесрочные планы развития».

Еще одна тенденция, на которую указывают в ГТЛК, — смещение спроса со стороны новой иностранной техники к подержанной, а также к новой отечественной.

Разумеется, многим лизингодателям на какое-то время придется забыть о расширении бизнеса и сосредоточиться на уже наработанном кредитном портфеле. «Основная задача, стоящая сейчас перед лизинговыми компаниями, — не диверсификация лизингового портфеля, а сохранение его качества на фоне падающей платежной дисциплины лизингополучателей, — уверен Владимир Добровольский. — В нынешних рыночных реалиях розничные лизинговые компании заняты прежде всего сохранением объема портфеля и вторичной реализацией подержанной техники, изъятой у лизингополучателей, не способных за нее расплачиваться. Диверсификация в отдельных случаях может быть инструментом достижения этой цели, но не самоцелью. Диверсифицировать бизнес путем входа в новые сегменты для лизинговых компаний сейчас весьма рискованно».

Согласен с этим и Александр Михайлов: «Что касается диверсификации портфеля, то мы уже 16 лет сфокусированы на автолизинге и намереваемся придерживаться этой стратегии и дальше. Мы сохраняем за собой значительную долю рынка автолизинга именно за счет нашей фокусировки на этом продукте, на типе активов, на профиле нашего клиента, которого мы отлично знаем и понимаем, что ему нужно. То есть нам не приходится разбрасываться: одновременно с автолизингом заниматься лизингом самолетов, железнодорожных вагонов, прокатных станов, доменных печей и прочего».

И конечно же, все опрошенные «Экспертом» представители компаний говорят о сокращении издержек — уже проведенном или продолжающемся по сей день. «В условиях уменьшения объемов нового бизнеса и сложной экономической ситуации наша компания реализует программу по оптимизации и снижению издержек, в том числе по сокращению персонала, а также за счет перераспределения объемов работ и ресурсов в региональных подразделениях, в бизнес-процессах, снижения административных и управленческих затрат», — рассказывает Андрей Коноплев.

Каковы планы лизингодателей не ближайшее будущее? «В 2016 году стоит ожидать сохранения текущих тенденций лизингового рынка, таких как умеренная склонность к риску, максимальный территориальный охват, а также серьезная работа с дебиторской задолженностью, — рассказывает Ольга Кириллова. — Говоря о векторе развития нашей компании, мы планируем развиваться как в сегменте МСБ, так и ориентируясь на крупнейших клиентов. Кроме того, расширяя географию наших продаж с помощью Сбербанка, стремимся удовлетворить потребность клиентов независимо от их территориального расположения, предлагая оптимальное финансовое решение».

Автолизинг продолжит выручать рынок. «Мы прогнозируем стабильность автолизингового рынка, даже если рынок продаж авто продолжит падение, — это должно произойти за счет роста значения лизинга среди способов приобретения транспорта, — говорит Александр Михайлов из “Европлана”. — При этом планируем, что наш рост — то есть увеличение объема нашего нового бизнеса — окажется выше, чем у рынка автолизинга в целом».

Могут появиться и другие точки роста. Так, например, в ГТЛК отмечают, что основное внимание сейчас уделяется работе в крупных социально значимых или инфраструктурных проектах.

В целом же масштабного восстановления лизингового рынка стоит ожидать, только когда возобновится рост российской экономики.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80