Так себе портфельчик

Качество лизинговых портфелей в стране ухудшается. По данным исследования рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"), на 1 июня 2015 года средняя доля проблемной задолженности в портфеле выросла до 10%, тогда как годом ранее этот показатель составлял лишь 6%. Каким образом лизингодатели борются за качество портфеля, выяснял корреспондент BG Игорь Герасимов. 

По данным RAEX ("Эксперт РА"), уровень проблемной задолженности (то есть весь остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней) вырос в портфеле всех компаний, принявших участие в исследовании. Наибольшее ухудшение качества портфеля (рост не менее 5 п. п.) характерно для банковских лизинговых компаний. Один из самых высоких уровней проблемной задолженности, как и годом ранее, приходится преимущественно на портфели лизингодателей, собственниками которых являются иностранные банки. В рейтинговом агентстве считают, что это связано с различиями в методах работы компаний с клиентами (в том числе и в подходах к реструктуризации проблемных сделок) и в качестве информации, предоставляемой участниками исследования. 

По словам ведущего аналитика по банковским рейтингам RAEX Романа Романовского, в Санкт-Петербурге уровень проблемной задолженности чуть меньше среднего уровня по России — около 8,2% портфеля. 

Впрочем, любопытно, что сами участники рынка, признавая, что ситуация с неплатежами имеет место, утверждают, что у них уровень просрочки снижается. 

В частности, генеральный директор ООО "Лентранслизинг" Дмитрий Виноградов также признает, что компания ощутила на себе ухудшение платежной дисциплины контрагентов, но активная работа с должниками позволила не допустить роста задолженности. "Этот показатель у нас постоянно снижается по сравнению с уровнем февраля 2015 года", — уверяет он. 

Генеральный директор компании "Контрол Лизинг" Дмитрий Тимофеев, говорит, что задолженность растет, так как ситуация в экономике нестабильная. "Однако в сегменте автолизинга рост просрочки гораздо более низкий, чем в среднем по рынку", — говорит он. 

Старший вице-президент автофинансовой компании "Европлан" Александр Михайлов утверждает, что "Европлан" всегда отличался высоким качеством портфеля. "Мы не видим критического роста неплатежей и значительного снижения уровня платежной дисциплины по текущим сделкам", — подчеркивает он. 

Способы борьбы 

Руководитель проекта JCB Finance в "Юникредит Лизинг" (финансовая программа по приобретению спецтехники от производителя, осуществляется в партнерстве с "Юникредит Лизинг") Захар Курчаткин говорит, что важной составляющей в период кризиса является мониторинг портфеля до перехода в проблемную стадию. "С одной стороны, это контроль на портфельном уровне с анализом причин ухудшения показателей в целом по портфелю. С другой стороны, это мониторинг на уровне клиентов на предмет индикаторов "раннего предупреждения". Например, повышение судебной активности, ухудшение финансовых показателей. Важным является и большой опыт наших сотрудников, который позволяет прогнозировать исход переговоров с клиентом и эффективность тех или иных действий. Эти меры позволяют компании подготовиться к проблеме заранее, а порой увидеть проблему до ее возникновения и начать активность в тот момент, в который наши действия будут иметь наибольший эффект. Следующей составляющей является оперативная работа с начинающейся проблемой (небольшие просрочки). Помогают правильно и четко выстроенные бизнес-процессы с ответственными сотрудниками из разных подразделений", — перечисляет он. 

По словам заместителя генерального директора по стратегическому и организационному развитию компании "Балтийский лизинг" Александра Лебедева, на рынке лизинговых услуг существовали проблемные активы и во времена экономического роста. "С увеличением портфеля компании "Балтийский лизинг" изменялись и бизнес-процессы, появилась необходимость на регулярной основе вести работу с проблемными сделками. Так, например, в компании налажен процесс всесторонней оценки на уровне отбора проектов, отчасти благодаря которому уровень неплатежей можно отметить как приемлемый. По моему мнению, он существенно ниже уровня неплатежей, с которым сейчас столкнулся банковский сектор. В случае же просрочки платежей сотрудники компании начинают вести плотную работу с лизингополучателем, который попал в сложные условия. Совместно определяются круг проблем и поиск вариантов их решения для выхода на регулярность лизинговых платежей согласно графику", — рассказывает господин Лебедев. 

Дмитрий Виноградов поясняет, что при работе с должниками сотрудники компании пытаются выяснить причины возникновения просрочки и найти рыночные механизмы ее устранения: пересмотр графика платежей, переуступка договора лизинга третьему юридическому лицу, совместная продажа лизингового имущества. "В случае серьезных нарушений сроков оплаты договоров лизинга и невозможности найти совместно с клиентом пути выхода из ситуации мы изымаем лизинговое имущество с целью его дальнейшей продажи. А если говорить в целом, то требования к клиентам нашей компании всегда были достаточно разумными, и это позволило практически не изменять подход к анализу их финансового состояния. Единственными изменениями стали повышение авансов по реализуемым проектам и отказ от проектов с неликвидным имуществом", — добавил господин Виноградов. 

По словам Александра Михайлова, его компания не сотрудничает с внешними коллекторскими агентствами, так как не может контролировать их в той степени, в какой "Европлан" контролирует своих собственных сотрудников. "В результате некорректных действий коллекторов может быть нанесен значительный урон репутации компании, а это недопустимо. В "Европлане" годами создавалась культура уважительного отношения к клиентам, вырабатывались нормы и стандарты обслуживания, а гарантировать соблюдение всего этого коллекторскими агентствами затруднительно", — говорит господин Михайлов. 

Также он добавляет, что по новым сделкам компания "Европлан" оптимизировала конфигурацию условий и более тщательно подходит к оценке рисков. "А повторные лизингополучатели, сформировавшие хорошую кредитную историю, могут рассчитывать на меньшее удорожание и более низкий аванс при прочих равных", — рассказывает он. 

Дмитрий Тимофеев также говорит, что с должниками "Контрол Лизинг" работает самостоятельно, без привлечения коллекторских агентств. "Работаем в правовом поле, но настойчиво. Изменений требований к клиентам — физическим лицам не производилось, поскольку изначально продукт предполагает низкий уровень риска (автомобиль регистрируется на лизинговую компанию, оборудуется системой спутникового мониторинга с возможностью дистанционной блокировки двигателя, что позволяет оперативно изымать машину в случае проблем с платежами клиента). В части требований к лизингополучателям по финансовому лизингу для юридических лиц мы откорректировали позицию по работе с региональными клиентами, где у компании "Контрол Лизинг" отсутствуют представительства, а также откорректировали условия по работе в сегменте с низкими авансами (до 20%)", — рассказывает господин Тимофеев. 

Коллекторский удар 

Как уже стало ясно из ответов руководителей лизинговых компаний, они стараются не прибегать к услугам коллекторов, так как опасаются за свою репутацию в случае некорректных методов работы со стороны специалистов по работе с проблемной задолженностью. 

У коллекторов несколько иная точка зрения на складывающуюся ситуацию с задолженностью. Эксперты по работе с проблемными долгами говорят, что пик роста просрочки, носящий в основном объективный характер, прошел — налицо тенденция к улучшению ситуации. Однако этого нельзя сказать о просрочке, носящей криминальный или околокриминальный характер, то есть когда у клиента возможность заплатить есть, но отсутствует мотивация к погашению долга. Будет ли рост подобных явлений и в каком размере, покажут итоги текущего года. А текущая ситуация на рынке лизинговых услуг характеризуется прежде всего сужением окна возможностей по получению компенсаций по дефолтным договорам лизинга как в части взыскания просроченных лизинговых платежей, так и в части стоимости переданного в лизинг актива. 

По мнению вице-президента Ассоциации корпоративного коллекторства и генерального директора ООО "Объединенная коллекторско-факторинговая компания" Дениса Игнатова, дело не только и не столько в дефиците ликвидности, сколько в совершенствовании способов ухода от ответственности по своим обязательствам и появлении новых. "Эти способы позволяют с минимальными для предпринимателя издержками, не меняя привычного образа жизни, совершить дефолт по своим обязательствам. Поэтому лизинговым компаниям при отсутствии платежей по договорам лизинга следует иметь в виду способы, которые позволяют должникам уйти от ответственности. Способы эти одновременно являются негативными сигналами для кредиторов: должник объявляет себя банкротом, подаются иски о банкротстве со стороны "управляемых" должником кредиторов; должник проводит реорганизационные процедуры (слияние, присоединение, ликвидация, смена региона); происходит смена органов управления или акционеров должника", — приводит примеры господин Игнатов. 

По его словам, при наличии указанных признаков не стоит терять время на попытку взыскания денежных средств, как и на любые переговоры, поскольку в подобной ситуации это не более чем затягивание времени. "Для проведения успешных переговоров необходимо сначала уравнять переговорные позиции сторон, то есть усилить позиции кредитора, поскольку, исходя из указанных выше признаков, должник свой выбор сделал и этот выбор явно не в пользу лизинговой компании. Необходимо сосредоточиться на возврате переданного в лизинг актива при условии его ликвидности", — говорит господин Игнатов. 

Здесь необходимо понимать, уверяет он, что использование традиционного юридического инструментария не сработает, поскольку взыскание задолженности или изъятие предмета лизинга через суд, при наличии желания лизингополучателя на затягивание судебного процесса, может быть увеличено до полутора лет. "В течение всего этого времени, поскольку исход процесса предрешен в пользу лизингодателя, актив эксплуатируется без ремонтов и профилактики, превращаясь в металлолом. Даже поручительство руководителей или собственников бизнеса либо личная ответственность, примененная в процессе о банкротстве, не способны привести к погашению задолженности, поскольку максимальное наказание для них при отсутствии активов в момент получения кредитором исполнительного листа (а активов не будет) и иных источников дохода — это ограничение выезда за пределы РФ сроком на шесть месяцев. По понятным причинам указанное ограничение не является должным стимулом к погашению задолженности, возврату переданного по лизингу имущества. Возможности работы через правоохранительные органы отсутствуют, поскольку в 95% случаев состава преступления в действиях лизингополучателей, по мнению наших правоохранителей, нет, а дело носит гражданско-правовой характер, так что повлиять на ситуацию с помощью правоохранительных органов возможным не представляется", — высказывается Денис Игнатов. 

Господин Игнатов рассказывает, что коллекторы используют три способа возврата имущества законному владельцу: через заключаемый лизинговой компанией с компанией-взыскателем (профессиональным коллектором) договор купли-продажи с обязательством обратной продажи, при возврате, путем добровольной передачи должником переданного в лизинг актива специалистам компании-взыскателя. "Чаще всего это применяется в отношении переданного по лизингу автотранспорта, строительной и специальной техники. Возврат имущества (передача его на хранение) лизинговой компании в рамках возбуждаемого уголовного дела, по которому переданные в лизинг активы признаются вещественными доказательствами. А также исполнительная надпись нотариуса, для которой исходным моментом является наличие права собственности на переданный актив", — перечисляет господин Игнатов. 

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80