Автолизингу подкачают колеса

Лизинг автомобильного транспорта показал результаты хуже ожиданий рынка и сократился в первом полугодии 2015 года почти на четверть после роста (+19%) за аналогичный период прошлого года. Эксперты рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА") констатируют, что госпрограмма льготного автолизинга во втором квартале 2015 года активизировала сделки (около 12% объема нового бизнеса с автомобилями передано в лизинг в рамках госпрограммы), но не смогла восстановить прошлогодние объемы сегмента. В конце сентября стало известно, что на продление программы льготного автолизинга планируется до конца года выделить еще 1,5 млрд рублей. 

Эксперты рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА") поясняют, что причинами низких результатов на рынке автолизинга за полугодие послужили сжатие экономики России и рост стоимости фондирования, которые привели к сокращению спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживанию лизингодателями сделок в первом квартале 2015 года. В результате сжатие автолизинга сказалось на количестве лизинговых сделок: за первое полугодие 2015 года на рынке было заключено всего около 55 тыс. сделок по автолизингу, тогда как годом ранее — более 77 тыс. сделок. 

Генеральный директор компании Carcade Алексей Смирнов поясняет, что программа льготного лизинга стартовала 15 мая, хотя первоначально ее запуск анонсировался Минпромторгом с 1 апреля. "На 30 сентября можно говорить о том, что программа завершена, так как лимит бюджетных средств, предусмотренных на ее реализацию, уже полностью выбран. Первоначально на программу было выделено 2,5 млрд рублей, в августе заявлено о предоставлении еще 1 млрд рублей дополнительно (хотя, по информации "Ъ", эти средства еще не поступили. — BG). Более двух третей всех сделок по госпрограмме заключили топ-5 компаний, в число которых входит и Carcade. За четыре месяца мы передали клиентам 1,8 тыс. автомобилей со скидкой 10% от стоимости, обеспечив лизингополучателям суммарную экономию 250 млн рублей", — сообщил господин Смирнов. 

По словам Евгения Колесова, начальника отдела маркетинга и развития компании "Балтийский лизинг", с самого момента запуска программы льготного лизинга Минпромторгом была организована понятная система выборки лимита, что позволило лизинговым компаниям предлагать программу клиентам с уверенностью получения субсидии от государства. "По предварительной информации, объем сделок, заключенный до конца сентября, должен полностью закрыть планируемый объем предоставленного субсидирования программы в размере 3,5 млрд рублей. Только компания "Балтийский лизинг" в конце сентября получила 203 млн рублей возмещения предоставленных субсидий за летние месяцы этого года. Всего операторами программы выступают более 40 лизинговых компаний по всей стране. Наибольшая активность приходится на 20 из них, заключивших более 100 договоров лизинга с предоставлением субсидии. Одновременно наблюдается высокая консолидация сделок по программе: так, топ-7 лизинговых компаний, активных участников программы, заключили более 82% всех сделок", — рассказывает господин Колесов. 

Старший вице-президент автофинансовой компании "Европлан" Александр Михайлов сообщил, что "Европлан" за четыре месяца работы (с 15 мая по 21 сентября) по госпрограмме субсидирования заключил 4011 договоров лизинга автомобилей с общей суммой скидки (за счет субсидий) 557 млн рублей. "Суммарная стоимость профинансированных по программе автомобилей составила 5,6 млрд рублей", — пояснил он. 

Впрочем, далеко не все лизингодатели удовлетворены условиями программы. 

К сожалению генерального директора ООО "Лентранслизинг" Дмитрия Виноградова, программа вышла крайне несправедливой, так как, удовлетворяя интересы российских производителей транспорта, потребителей транспорта и крупнейших лизинговых компаний, эта программа в силу ограничений абсолютно не распространяется на лизингодателей с меньшими объемами бизнеса, региональные и несетевые лизинговые компании, ведь условие о наличии 100 договоров лизинга автотранспорта в год могут выполнить далеко не все операторы рынка. 

"Интересно, что через Объединенную лизинговую ассоциацию наша компания пыталась выяснить, чем вызван именно такой выбор лизинговых компаний — участников программы. Ответ был следующего содержания: данная программа разрабатывалась для компаний, которые могут обеспечить большой объем продаж производителям транспорта. Но при этом абсолютно не берется во внимание, что от количества операторов программы больших или маленьких, общий объем приобретаемого и передаваемого в лизинг транспорта, не изменится, а за счет сокращения конкурирующих лизинговых компаний — качество предоставляемой услуги ухудшится, а стоимость услуги увеличится", — подчеркивает господин Виноградов. 

Хорошо, но мало 

Участники рынка в один голос говорят об эффективности программы, но при этом критикуют ее за ряд недочетов, устранив которые, она была бы полезнее. 

Евгений Колесов считает, что с точки зрения процедуры работы программа сформирована очень просто и в то же время качественно. "В программу изначально отобрано ограниченное количество операторов — лизинговых компаний, соответствующих критериям опыта работы на рынке и надежности. Фактически для клиента получилась простая и удобная процедура, когда непосредственно субсидию получает клиент, а вся работа по взаимодействию с Минпромторгом легла на операторов программы — уполномоченные лизинговые компании. В большинстве ранее действовавших региональных программ субсидирования по лизингу заявление на субсидии готовил сам получатель. Это было затруднительно как для клиента, который непосредственно получал субсидию, так и для государственного органа, оформлявшего процесс субсидии, когда приходилось работать с большим количеством различных контрагентов. Первое и самое основное, что хотелось бы добавить в программу, — это увеличение лимитов, чтобы хватило для активной работы до конца года. Считаю, что увеличение суммарного лимита по программе льготного лизинга до 5 млрд рублей закрыло бы потребности рынка по данному направлению. Есть возможность несколько расширить и перечень автопроизводителей, попадающих под условия программы, в том числе за счет китайских марок, осуществляющих локальную сборку на территории России и ряда заводов, производящих прицепную колесную технику", — рассказывает он. 

По словам Александра Михайлова, государственная программа субсидирования лизинга оказалась очень эффективной, вместе с льготной программой автокредитования она поддержала сразу два рынка — автомобильный и автофинансовый. "Напомним, согласно ее условиям, покупатели получили возможность приобрести автомобиль в лизинг со скидкой на уплату авансового платежа в размере до 10% от стоимости транспортного средства. Тем самым автомобили стали намного доступнее — появилась возможность приобрести их с минимальными начальными вложениями. Воспользоваться предложением смогли все категории покупателей: обычные автовладельцы — физические лица, компании малого, среднего и крупного бизнеса, а также индивидуальные предприниматели", — сказал господин Михайлов. 

Генеральный директор компании "Контрол Лизинг" Дмитрий Тимофеев, утверждает, что госпрограмма льготного автолизинга — мощнейший инструмент поддержки рынка, одна из самых эффективных программ, когда-либо работавших на рынке продаж новых авто. "Это первый опыт господдержки рынка именно через лизинг, и, без сомнения, он удался во многом потому, что лизинг как инструмент финансирования приобретения автомобиля на заемные средства является самым выгодным как для юридических, так и для физических лиц", — говорит господин Тимофеев. 

Он уверен, что рынок продаж более или менее активен из-за двух работающих программ — льготного автолизинга и льготного автокредитования. "Но программа льготного автокредитования имеет серьезные ограничения: стоимость автомобиля до 1 млн рублей, автомобиль до 3,5 тонны, распространяется только на физических лиц, требует внесения минимального первоначального взноса в размере 20%. Всех этих ограничений в программе льготного автолизинга нет, она гораздо шире по применимости, а значит, и более действенная. Мер государственной поддержки никогда не бывает много. Но объективно говоря, госсубсидия в размере 10% от стоимости автомобиля — это инструмент прямого денежного стимулирования в очень хорошем объеме. Еще в прошлом году о такой господдержке можно было даже и не мечтать. Развитие рынка продаж новых авто и рынка автолизинга до конца 2015 года и в 2016 году будет зависеть от пролонгации программы. Автомобили российской сборки, подпадающие под госсубсидию, — это локомотив продаж как по количеству автомобилей, так и по денежной массе", — указывает господин Тимофеев. 

Популярные бренды 

Эксперты говорят, что наиболее активным спросом пользуются автомобили, попадающие под субсидию, а меньшим спросом — не производимые в РФ. Причем спросом пользуются не только бюджетные модели, но и авто премиум-сегмента. 

По словам господина Колесова, по итогам сентября 2015 года из 2,1 тыс. договоров на общую сумму почти 4 млрд рублей, заключенных по программе льготного лизинга "Балтийским лизингом", логично лидируют российские марки. "Более 200 "Газелей", 150 авто марки "Лада", 170 КамАЗов и специальных машин на их базе. И тут начинается самое интересное. В тройку лидеров иностранных производителей традиционно входит "Тойота". А за ней идет премиум-марка BMW с количеством более 120 автомобилей, среди которых и самая популярная и совсем не бюджетная модель X5. В целом можно отметить, что хорошим спросом пользуются марки, российские представительства которых к программе льготного лизинга Минпромторга подготовили собственные программы продвижения с лизинговыми компаниями. Суммарная выгода для клиента по таким программам иногда составляла до 23% первоначальной стоимости автомобиля", — говорит он. 

Александр Михайлов рассказывает, что в лизинге легковых автомобилей ярко выражено доминирование иномарок, имеющих гарантированно долгий срок эксплуатации и более высокую стоимость. "Как и юридические, так и физические лица приобретают автомобили среднего и премиум-класса.Что касается лизинга для физических лиц, то, с учетом того, что средний гарантийный срок автомобиля составляет три года, а автомобили премиум-марок меняют в среднем через два-три года владения, лизинг для физических лиц является наиболее удобным финансовым инструментом для приобретения таких автомобилей. Однако он не теряет актуальности и для популярных автомобилей среднего класса", — подчеркивает господин Михайлов. 

Алексей Смирнов отмечает, что сравнительно больший удельный вес льготных сделок по передаче в лизинг автомобилей марки Lada и ряда моделей отечественных LCV. "Традиционно повышенным спросом наших клиентов пользовались автомобили тех автопроизводителей, с которыми наша компания реализует совместные программы и акции. Речь идет о Toyota, Volvo, Ford, Renault, Nissan, Volkswagen и ряде других марок", — перечисляет он. 

Дарья Симонова 

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80