Пресса о Европлане

29.09.2015

Автопровал или начало пути?

Кризисные явления в экономике России, пожалуй, больнее всего ударили по автомобильной отрасли. Иностранные концерны из-за убытков практически ретировались с российского рынка. Вследствие чего просели перевозки автомобилей по сети железных дорог. Что ждет авторынок дальше и когда можно будет надеяться на положительную динамику?

ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ

Конец 2014-го и начало 2015-го были непростыми и противоречивыми для автомобильной индустрии. "Существенное влияние на рынок оказали такие факторы, как неопределенность геополитической ситуации, ослабление курса рубля, повышение цен на автомобили и ставок по автокредитам", - комментирует директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCooper в России Сергей Литвиненко.

Надо отметить, что по итогам 2014-го объем продаж автомобилей в России сократился на 10%. Падение наблюдалось весь год, кроме IV квартала, когда на фоне обесценивания рубля и ожидаемого повышения цен возник ажиотажный спрос.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и коммерческих автомобилей в России за 8 месяцев текущего года снизились на 33,5%, до 1,05 млн ед. В августе падение замедлилось до 19,7% к августу 2014-го. Для сравнения: еще в июле этот показатель составлял 27,5% к аналогичному периоду прошлого года. Всего в августе было реализовано 138,7 тыс. автомобилей, причем по сравнению с предыдущим месяцем объемы даже немного выросли (на 5,8%). По данным Росстата, за

8 месяцев 2015-го с российских конвейеров сошли 843 тыс. легковых автомобилей - на 26% меньше, чем годом ранее. А производство грузовых автомобилей за этот же период опустилось до 77,2 тыс. ед. (-22,4%).

Естественно, сокращение продаж в данном сегменте негативно сказалось и на перевозочном бизнесе. По итогам 8 месяцев 2015 года погрузка автомобилей на сети РЖД упала практически на 40%, в августе - на 35,5% по отношению к соответствующему периоду 2014-го. Напомним, за 8 месяцев 2014 года было погружено только на 8,5% меньше, чем за тот же период 2013-го. Правда, август прошлого года выдался неудачным (-24% к августу 2013 г.). Тогда эксперты прогнозировали, что к середине 2015 года рынок стабилизируется, а уже с начала 2016-го пойдет в рост. Однако оптимистичные прогнозы не оправдались.

УВЕРЕННОСТЬ - НЕ ТО ЖЕ, ЧТО СТАБИЛЬНОСТЬ

Экономические потрясения вылились в рост цен на российском авторынке. Так, по данным аналитического агентства "Автостат", в I полугодии 2015-го по сравнению с аналогичным периодом 2014 года цены на легковые автомобили в среднем поднялись на 11,4%. Однако, по мнению участников рынка, потребность в транспорте даже в сегодняшние сложные времена никуда не исчезла.

"Летом этого года мы запустили информационный продукт "Индекс уверенности автопотребителей", демонстрирующий планы и настроения покупателей. Согласно результатам исследования, кризис в России затронул рынок легковых машин в меньшей степени, чем грузовых. Выяснилось, что более 60% респондентов планируют приобрести автомобиль в 2015 году", - рассказывает вице-президентавтофинансовой компании "Европлан" Александр Михайлов.

Причем, по его словам, ровно половина спроса приходится на легковые машины. В остальные 50% входят легкие коммерческие автомобили, а также тяжелые грузовики, строительная и специальная техника. "В качестве основных причин, препятствующих покупке автомобиля в нынешнем году, респонденты называют падение личных доходов и проблемы с бизнесом, а также рост цен на автомобили и снижение доступности финансирования. Что особенно важно, лизинг для юридических лиц рассматривается сейчас как основной способ приобретения автомобилей для компаний и индивидуальных предпринимателей, а лизинг для физических лиц сравнялся по популярности с автокредитом", - поясняет А. Михайлов.

Перспективы авторынка напрямую связаны с экономической ситуацией в стране, стабильностью национальной валюты, определенностью будущего в бизнесе и семейных бюджетах. Например, для поддержки спроса в 2015 году Минпромторг запустил программу субсидирования лизинга, которая существенно облегчила приобретение автомобилей. "Я не берусь отвечать за весь авторынок, но долгосрочная тенденция роста доли именно автолизинга сформировалась в последние 5 лет и будет сохраняться в дальнейшем. Потребность в транспорте высокая, а льготная программа позволяет приобрести его со скидкой 10% от стоимости", - добавляет А. Михайлов.

КУРС УДАРИЛ ПО АВТОРЫНКУ

По словам советника генерального директора по маркетингу и связям с общественностью ОАО "РТА" Елены Кузнецовой, динамика перевозок автомобилей ожидаемая. "Объемы падают пропорционально снижению объемов продаж автомобилей в РФ.

В этом году произошло сокращение импорта на 50%. С рынка ушел General Motors", - комментирует она.

Также представители транспортных компаний отмечают, что сократился не только импорт автомобилей, но и в нутренние перевозки данной номенклатуры. В связи с происходящими изменениями в экономике на рынке перевозок резко обострилась конкуренция, причем, говорят операторы, по всем направлениям транспортировки автомобилей. "Объемы рынка сократились, парк вагонов простаивает, тарифы на железной дороге неконкурентоспособны относительно ставок на перевозки машин в автовозах и контейнерах, а автопроизводители стараются максимально снизить расходы на логистику", - поясняет Е. Кузнецова.

По мнению перевозчиков, использование автовозов выгодно на маршрутах средней дальности, например внутри страны. А для того чтобы привезти автомобили из-за границы, рациональнее использовать железнодорожные пути. Однако, как замечают эксперты, транспортировка автомобилей в контейнерах осуществляется все реже, поскольку не применяется для крупных партий. Намного удобнее перевозить машины в вагонах-сетках. Например, поезд из 30 вагонов может транспортировать до

300 автомобилей, а состав с контейнерами - всего 150-200 ед. Как рассказали в Gefco, на текущий момент многие компании консервируют (ставят на временное хранение) большую часть автовозов в ожидании повышения спроса. "С рынка практически ушли автовозы российского производства вследствие пониженного погрузочного коэффициента", - комментируют в компании. При этом, как отмечают в Gefco, за последний год увеличилась еще и себестоимость услуг по перевозке автомобилей, в частности, из-за роста стоимости топлива и запасных частей.

НАДЕЖДА НА ЭКСПОРТ

На фоне общего падения продаж на российском авторынке сокращение объемов поставок новых легковых автомобилей вполне логично. Однако, по словам Е. Кузнецовой, на 25% сократился и экспорт готовых автомобилей. "В то же время есть вероятность, что из-за курсовой разницы экспорт автомобилей может восстановиться", -

полагает она. Более того, многие иностранные автопроизводители с высокой локализацией производства в России стали рассматривать возможность экспорта иномарок, собранных на отечественных предприятиях. Так, завод Hyundai Motor Manufacturing Rus объявил о начале выпуска автомобилей Hyundai Solaris для Египта и Ливана. Они будут адаптированы под жаркий климат стран Ближнего Востока. В августе на российском заводе произведена пробная партия в 550 автомобилей. До конца текущего года в Египет и Ливан планируется поставка более 4 тыс. машин.

Некоторые отраслевые эксперты отмечают первые признаки стабилизации, однако большинство все-таки полагает, что в 2015 году уже вряд ли удастся переломить негативный тренд. В долгосрочной перспективе прогнозируется постепенное восстановление рынка: рано или поздно начнется обновление парка автомобилей, купленных в пик продаж 2012-го. По оценкам аналитиков, восстановления авторынка и роста перевозок автомобилей по железной дороге следует ожидать не раньше начала 2016 года. Однако динамика во многом будет зависеть от государственной поддержки отрасли и геополитической ситуации в целом.

Татьяна Симонова

Источник: http://www.rzd-partner.ru/publications/rzd-partner/310/avtoproval-ili-nachalo-puti/

Поделиться:

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80