Проблемы авторынка и лизинг вместо кредитования

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция «Автокредитование и автолизинг в 2014–2015 годах: как покупателям не проиграть из-за роста цен и ставок».

Авторынок и автокредит

Мероприятие было организовано универсальной автофинансовой компанией «Европлан» совместно с аналитическим агентством «Автостат».

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов начал своё выступление с анализа автомобильного рынка России: в частности, с того, что происходило с ним в последние годы:

– Все мы помним, что в 2008-2009 годах ситуация была во многом похожей на то, что происходит сегодня. В 2007-2008 годах рынок активно рос, затем в 2008 году продажи резко упали, причём во многом это произошло из-за прекращения выдачи кредитов. В 2009 году было снижение рынка новых автомобилей на 50%, затем началась стагнация 2009-2010 годов.

В 2010 г. благодаря запуску программы утилизации и программы льготного автокредитования рынок пошёл вверх, и в 2012 г. были превышены объёмы 2008 г. Восстановление рынка после предыдущего кризиса продолжалось до первой половины 2012 г.а включительно. Но затем, в середине 2012 г. наступил переломный момент, после которого восстановление сменилось медленным снижением. Этот процесс продолжался почти два года, но в марте 2014 г. имела место ещё одна точка перелома, после которой медленное снижение рынка сменилось ускоренным снижением. Летом отрицательная динамика ускорилась, правда, в октябре-ноябре падение рынка снова несколько замедлилось за счёт программы утилизации. Несмотря на это, по итогом первых десяти месяцев нынешнего года отмечено снижение рынка на 12,4% по сравнению с прошлогодними показателями.

Правда, в разных ценовых категориях продажи изменились неравномерно. На примере легковых автомобилей выяснилось, что продажи машин дороже 1,6 млн. руб. даже выросли в нынешнем году – на 17,6%. Продажи машин ценой от 1,2 до 1,6 млн. также увеличились – на 7,4%. Как отметил Сергей Удалов, причина не только в том, что покупатели дорогих автомобилей, видимо, чувствуют себя сегодня увереннее, но и в том, что они вообще склонны чаще менять машины на новые. Правда, доля этих дорогих автомобилей не превышает четверти рынка, поэтому на общую картину они оказали не столь большое влияние.

Сильнее всего снизились продажи автомобилей ценой от 600 до 800 тыс. руб. – на 22,8%. Следом за ними идут автомобили дешевле 450 тыс. – здесь отмечено снижение на 21,1%. Во всех остальных ценовых категориях продажи тоже снизились, в целом подчиняясь такому принципу: чем ниже цена автомобиля, тем сильнее просели продажи.

Интересно, что средний срок владения новым автомобилем до его первой перепродажи зависит от его марки. Он колеблется от 2,5-2,7 года для поклонников марок Mercedes и BMW до 4,8 года у покупателей таких автомобилей, как Honda, Mitsubishi и Subaru. Для покупателей новых автомобилей Lada средний срок владения ими составляет 5,5 лет. Для автомобилей с пробегом картина иная: средний срок владения для большинства марок составляет 2,5-3 года, для автомобилей Lada – 3,2 года.

Таким образом, среднее время владения новым автомобилем – 3-4 года. Получается, что за время, прошедшее после предыдущего кризиса, автомобили как раз относительно недавно успели поменять почти все, кто планировал это сделать. И сейчас у них есть достаточно много времени, чтобы «потерпеть» со следующей заменой и посмотреть, как будет дальше развиваться ситуация.

Сейчас в России объём рынка подержанных автомобилей возрастом до 7 лет составляет 10 миллионов единиц. И это придаёт нынешней ситуации существенное отличие от той, которая складывалась в период кризиса авторынка 2009-2010 гг.: при таком парке относительно свежих подержанных автомобилей продавать новые автомобили становится всё труднее.

Какие ещё основные факторы влияют на ситуацию, складывающуюся на автомобильном рынке сегодня? Сергей Удалов перечислил следующие: ухудшение политической обстановки и санкции; общая неуверенность покупателей (например, в сохранении своих рабочих мест, зарплат и т.д.); рост рублёвых цен из-за падения курса рубля; рост процентных ставок по кредитам и снижение продаж автомобилей в кредит (за последние 10 месяцев они упали на 20%, и доля случаев, когда банки не дают одобрения кредита, продолжает расти). Ещё один важный момент: количество экономически активного населения в стране сейчас уменьшается на 200 тыс. человек в год – по словам Удалова, из-за демографических ям девяностых годов.

Что же в нынешней ситуации может «вытянуть» автомобильный рынок? По мнению эксперта, это стимулирующие программы – утилизация и, возможно, льготное автокредитование (в случае, если по нему будет принято положительное решение). В долгосрочном тренде положительным фактором может также стать растущая доступность автомобиля по отношению к зарплате – по крайней мере, так было до сих пор.

Эксперт не обошёл вниманием и то, как может повлиять на отечественный авторынок падение курса рубля. На протяжении 14 лет он был довольно стабильным – около 30 рублей за доллар, и даже сильные колебания цен на нефть приводили лишь к кратковременным пикам на графике курса национальной валюты. Но сейчас курс изменился существенно, и прежней ситуации больше не будет, а значит, неизбежны и изменения на рынке автомобилей, и они уже начались.

Причём всё это происходит на фоне падения цен на нефть. Эксперт представил собравшимся график, из которого было видно, что кривая продаж новых автомобилей в стране за последние 17 лет имеет довольно чёткую связь с кривой стоимости барреля нефти, повторяя большинство её пиков и провалов. Поэтому сейчас стоит предполагать,  что автомобильный ранок тоже может продолжить движение вниз.

В заключении Удалов представил, как это принято, три возможных сценария дальнейшего развития событий. Поскольку сейчас делать прогнозы особенно трудно – дальнейшее зависит от слишком многих факторов – первый, наиболее благоприятный сценарий получил название в духе новогодней сказки: «В ожидании чуда». Он предусматривает, что, во-первых, в ближайшие полгода будут найдены политические решения по Крыму и Украине, в результате которых санкции будут сняты. Во-вторых, стоимость нефти должна вернуться в диапазон 100-120 долл. за баррель, а курс – в диапазон 35-40 руб. за доллар (перечисление этих гипотетических показателей вызвало улыбки в зале). Наконец, банки должны перестать поднимать процентные ставки, и вернуться к более активному кредитованию покупателей автомобилей, а программа утилизации – сыграть свою положительную роль. Но даже при стечении столь благоприятных обстоятельств в первой половине 2015 г. авторынок продолжил бы снижаться («дно» продаж могло бы оказаться на уровне на 5% ниже нынешнего года), и лишь во втором полугодии динамика могла бы стать положительной.

Сценарий «В реалиях сегодняшнего дня» был подготовлен специалистами «Автостата» заранее, и к моменту проведения конференции успел несколько устареть, поскольку предусматривал цены на нефть в районе 80 долл. за баррель, и курс в диапазоне

45-50 руб.за доллар. Этот сценарий предусматривал снижение продаж автомобилей в стране в 2015 г. на 10-15%.

Наконец, сценарий под названием «Страшный сон», который Удалов назвал экстремальным, предусматривает снижение цены на нефть ниже 60 долларов за баррель и курс в диапазоне 50-60 руб. за доллар, продолжение информационной войны, введение новых санкций и снижение кредитной активности банков. На этом фоне может произойти обвал рынка продаж автомобилей в стране в 2015 г. на 20-30%.

– Мы надеемся, что этого не произойдёт, – сказал эксперт.

Между тем как раз ко дню проведения конференции цена на нефть упала до рекордной за последние пять лет отметки в 66 долл. за баррель. Многие экономисты успели высказать мнение, что цена на нефть может остаться низкой на протяжении всего 2015 г., и даже упасть ещё ниже – до 43 долл. за баррель.

Рубль также продолжил падение: курс достиг 53-54 руб. за доллар. Что же тогда позволяет надеяться, что «Страшный сон» не станет реальностью, если условия, предусмотренные этим сценарием, уже во многом достигнуты?

Специально для портала Transler.ru Сергей Удалов прокомментировал ситуацию так:

– «Страшный сон» может стать явью только в том случае, если все перечисленные условия сойдутся вместе, но при этом никто ничего не будет делать для стабилизации рынка. Меры по стабилизации рынка могут исходить от разных организаций – и от участников рынка, и от властей. Например, дилеры могли бы заняться поиском новых идей, связанных с продажей новых автомобилей, а также существенно активизировать работу в сегменте автомобилей с пробегом. Положительную роль могла бы сыграть поддержка стимулирующих программ со стороны властей. Не только программы утилизации, но и, скажем, программ автолизинга, льготного кредитования (но без чрезмерного роста ставок). Все эти меры могли бы помочь избежать наиболее неблагоприятного сценария.

Нюансы лизинга

Что же делать потенциальному покупателю в условиях, когда не только цена автомобиля в рублях растёт, но и взять его в кредит становится всё труднее (как из-за роста ставок, так и из-за того, что многим банки отвечают отказом)?

Вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов обратил внимание собравшихся на такую альтернативу, как автолизинг. За предыдущие пять лет – с 2009 по 2013 гг. – доля автомобилей, приобретаемых за счёт лизинга, выросла с 3% до 5,2%. Правда, за тот же период доля машин, покупаемых в кредит, также выросла – с 17% до 29 %. Однако Михайлов предположил, что в будущем рост доли кредитования может замедлиться, а доля лизинга, наоборот, может продолжить рост.

На примере автомобиля стоимостью около 1,23 млн. руб. было показано соотношение выплат по кредиту и лизингу. Чтобы взять такую машину в кредит на три года, придётся платить 33 350 руб. в месяц. В случае с лизингом ежемесячный платёж составит намного меньше – 20 482 руб.

Правда, есть и разница не в пользу лизинга. После выплаты кредита машина становится вашей. Вы можете продолжать на ней ездить, либо продать её. А лизинг – это просто долгосрочная аренда: машина как принадлежала лизинговой компании, так и останется её собственностью в конце рассматриваемого периода. Клиентам предоставляется возможность выкупить её за половину первоначальной стоимости, то есть в данном примере – приблизительно за 600 тыс. Эта сумма несколько выше разницы в сумме всех платежей по кредиту и по лизингу.

С другой стороны, эту сумму можно внести лишь три года спустя после того, как вы начнёте пользоваться новым автомобилем, в то время, как те, кто выберет кредит, сразу будут вынуждены тратить больше. Однако главный довод в пользу лизинга даже не в этом. Через те самые три года большинство покупателей всё равно меняет автомобиль, и в случае с лизингом они будут полностью избавлены от хлопот и потерь времени, связанных с его продажей. Наконец, выбирая лизинг, можно позволить себе автомобиль более высокого класса, чем тот, который вам доступен в случае с кредитом. Например, при прочих равных условиях платёж по лизингу для автомобиля стоимостью 2,25 млн. руб. составит 35 102 руб. в месяц, что сопоставимо с выплатами по кредиту за автомобиль из предыдущего примера.

Сегодня в «Европлане» приобретают автомобили в лизинг для личного пользования около 100 покупателей-физических лиц в месяц. Юридические лица приобретают здесь примерно в 30 раз больше машин – около 30 000 автомобилей в год.

– Индивидуальных предпринимателей, приобретающих с нашей помощью автомобили в лизинг, мы относим к категории юридических лиц, среди которых они составляют 5-10%, – пояснил специально для портала Transler.ru Александр Михайлов.

Каковы же перспективы атолизинга в стране на фоне падения авторынка?

– В данном случае правильнее смотреть на долю лизинга при приобретении автомобилей, а не на абсолютный объём, – ответил Михайлов. – Доля эта в последние годы росла, и у нас есть основания надеяться, что она сохранится.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80