Пресса о Европлане

03.06.2015

Выжить вопреки рынку

Лизингодатели зажаты с двух сторон увеличением стоимости ресурсов у банков, выступающих традиционным источником фондирования для лизингодателей, и ухудшением платежеспособности компаний, что привело к снижению спроса. Дарья Симонова выясняла у экспертов, какова стратегия выживания лизинговых компаний. 

Некоторые эксперты говорят, что модель поведения в кризис для лизинговых компаний не поменялась со времен предыдущего кризиса: рецепты универсальны. В частности, генеральный директор компании "Контрол Лизинг" Дмитрий Тимофеев утверждает, что наиболее эффективными мерами являются увеличение размера авансов по новым договорам лизинга, что сейчас и наблюдается на рынке, а также чрезвычайно внимательный мониторинг текущего лизингового портфеля и уровня просроченной задолженности по нему. "Кроме того, индивидуальный подход к урегулированию задолженности, оперативное изъятие объектов лизинга в случае существенных (свыше 1,5-2 месяцев) задержек по платежам. Это очень неприятно для клиента, но это единственный действенный способ не получить серьезные проблемы с качеством портфеля", — поясняет он. 

Александр Кожевников, генеральный директор "МКБ-лизинг", подчеркивает, что в текущей ситуации лизинговые компании, желающие "остаться на плаву" и пополнить портфель новыми клиентами, уже выработали свою антикризисную политику работы. "В первую очередь это упор на финансово устойчивые предприятия с низким уровнем долговой нагрузки, минимизация собственных рисков за счет увеличенных авансов по сделке, более пристальное внимание к финансовым показателям клиентов", — перечисляет господин Кожевников. 

Управляющий филиалом "Петербургский" банка "Глобэкс" (группа Внешэкономбанка) Ирина Воробьева констатирует, что лизингодатели оказались, грубо говоря, в тисках, являясь, по сути, посредническим бизнесом. "Они закупают ресурсы у банков, цена этих ресурсов резко выросла, что привело к увеличению стоимости услуг лизинговых копаний. На фоне этого, а также из-за сокращения платежеспособности компаний, спрос на лизинговые продукты снизился. Кроме того, из-за ухудшения своего состояния лизингополучатели просят лизингодателей снизить платежи. Также есть неплатежеспособные компании, которые не могут обслуживать обязательства перед лизинговыми компаниями, а последние не могут платить по своим кредитным обязательствам за счет своей маржи. Реализовывать технику и оборудование сложнее в кризисные периоды. Это очень непростое время для лизинговых компаний: выживут те, кто вел низкорискованную кредитную политику, у кого был диверсифицированный лизинговый портфель", — высказалась госпожа Воробьева. 

Наталья Татулова, менеджер направления проектного финансирования компании Softline, говорит, отметив, что текущая экономическая ситуация является несомненным стрессом для всех игроков рынка, сконцентрировала внимание на лизингодателях, занимающихся финансированием телекома и IT. "Рассматривая лизинговые компании нашего сегмента, можно предположить, что решением в данной ситуации может быть усиление партнерских отношений с вендорами. Плотное сотрудничество позволит разработать и продвинуть совместные программы финансирования, благодаря которым условия и ставки будут выглядеть более привлекательными по сравнению с текущими. Учитывая специфику IT-бизнеса, где производителями решений являются в основном западные компании, российским лизингодателям стоит обратить внимание на возможность выстраивания отношений с западными финансовыми организациями. Они имеют средства, которые можно направить на реализацию проектов, организовав трехстороннее взаимодействие: российский лизингодатель, западный банк и вендор. Конечно, такая стратегия работы имеет определенные политические нюансы, но, распределяя риски между всеми участниками сделки, можно выйти на новый уровень взаимодействия с заказчиком и выстроить партнерство на международном уровне. Такое партнерство, несомненно, укрепит позиции российских лизингодателей", — сообщила она. 

Александр Михайлов, вице-президент компании "Европлан", прогнозирует, что 2015 год станет годом ухода с рынка тех игроков, которые в 2014 году еще имели доступ к финансированию. "В 2014 году дефолт по облигациям допустила компания "РТК-Лизинг", что негативно для всего рынка. Собственная стратегия "Европлана" выживания на рынке заключается в экономии издержек и минимизации перекладывания возросшей стоимости финансирования на лизингополучателей. Нашу ситуацию, по сравнению с другими игроками рынка, делает уникальной сохранение "Европланом" доступа к фондированию — на данный момент у нас открытые кредитные линии от крупнейших российских банков общим объемом около 10,1 млрд рублей. Поэтому для нас сейчас появляется возможность взять на себя те сделки и работать с теми лизингополучателями, которыми ранее занимались другие компании, сейчас доступа к фондированию не имеющие. Мы этому, как и любые здравомыслящие люди, не сильно радуемся, однако факт остается фактом: для высококапитализированных компаний с доступом к фондированию появляются новые возможности на лизинговом рынке", — делится господин Михайлов. 

Как высказался руководитель дивизиона "Санкт-Петербург" компании "Балтийский лизинг" Андрей Бугров, рецептов выживания на рынке достаточно много. "На мой взгляд, немаловажную роль в них играет грамотный подход к рискам компании. От того, каким образом сбалансирована система управления рисками, зависит не только судьба лизинговой компании, но и судьба лизингополучателя, который в случае добросовестного исполнения своих обязательств перед лизинговой компанией вправе рассчитывать на получение в собственность лизингового имущества. Качественный клиент лизинговой компании вселяет надежду в стабильность лизинговой компании. Кроме того, диверсификация лизингового портфеля, как по отраслевой принадлежности клиентской базы, так и по типам имущества, передаваемого в лизинг, создает запас прочности для лизинговой компании", — указывает он. 

Генеральный директор ООО "Лентранслизинг" Дмитрий Виноградов рассказал, что этот вопрос лучше поделить на три части. "В отношении источников финансирования: для рыночных лизинговых компаний, традиционно привлекающих финансирование на открытом рынке, для дальнейшего развития станет актуальным поиск финансирования, альтернативного банковскому. В том числе и мобилизация собственных денежных резервов для размещения их в сделках. В отношении нового бизнеса: наиболее целесообразно в текущих условиях консервативно подойти к формированию нового портфеля, стремясь финансировать сделки с высоколиквидным имуществом и с размером собственного участия лизингополучателя не менее 20%. Возврат инвестиций в рамках графика должен происходить быстрее, чем падает рыночная стоимость предмета лизинга в связи с износом. В случае если лизингодатель примет решение финансировать сделку по приобретению низколиквидного имущества — он должен вдвойне внимательно отнестись к анализу финансового состоянию лизингополучателя, постараться сбалансировать риски наличием дополнительного обеспечения, увеличить размер собственного участия лизингополучателя в сделке. В отношении работы с поставщиками: в текущей ситуации с целью предотвратить падение продаж как у поставщиков предметов лизинга, так и у лизингодателей, станет как никогда целесообразной разработка новых совместных скоринговых программ продаж предметов лизинга через лизинговые механизмы, привлекающих клиентов наличием рассрочки платежной нагрузки и низким удорожанием при этом", — поясняет господин Виноградов. 

Взяться по-жесткому 

Важно усиливать работу с проблемными активами на фоне увеличения доли просроченной задолженности клиентов. 

Анастасия Халилова, директор управления по работе с крупнейшими клиентами ЗАО "Сбербанк Лизинг", говорит, что в числе основных мероприятий по работе с проблемными активами может быть развитие вторичного рынка автомобилей и спецтехники в результате наращивания объемов реализации изъятых предметов лизинга, а также активизация работы с дебиторской задолженностью клиентов. 

Дмитрий Тимофеев отмечает, что в кризис условия работы с должниками ужесточаются. "На рынке ликвидных объектов лизинга, каковым является лизинг автотранспорта, лучше не затягивать с изъятием объекта лизинга в случае просрочек платежей, поскольку возникает большой риск столкнуться с ситуацией банкротства лизингополучателя и встать в длинную очередь кредиторов в случае банкротства юридического лица. Любой суд и взыскание по банкротству — это всегда долго, дорого и оплачивается, в конечном счете, лизинговой компанией (недополученная прибыль, издержки на юридические услуги, временные потери и прочее). К тому же все лизинговые сделки проводятся с привлечением банковского финансирования, а значит, не получая лизинговых платежей от клиента, лизинговая компания, тем не менее, продолжает исполнять обязательства по кредитным договорам за счет своих оборотных средств, которых в кризисное время не слишком много. Соответственно, и возможности ожидания платежей от клиентов с надеждой на исправление ситуации существенно ограничены", — поясняет господин Тимофеев. 

По мнению Александра Кожевникова, одно из преимуществ лизинговых компаний — возможность гибкого подхода к возникающим трудностям клиента по выплате лизинговых платежей. "Индивидуальный подход к вопросу работы с должниками включает проведение реструктуризации с теми клиентами, которые действительно имеют временные затруднения. Процедура изъятия предметов лизинга с целью реализации проводится в случае отсутствия перспектив восстановления дальнейшей нормальной платежеспособности. Во избежание роста числа неплательщиков лизинговые компании стали еще более требовательно и взвешенно подходить к анализу финансового состояния лизингополучателя, к ликвидности финансируемого имущества и к наличию перспектив развития бизнеса клиента", — заключает он. 

По словам Александра Кононова, начальника департамента корпоративного кредитования банка "Возрождение", лизинговые компании работают в рамках существующего правового поля и с учетом опыта, полученного во время предыдущих кризисов. "Потенциальные сложности с реализацией активов могут заставить лизинговые компании быть более лояльными к действующим клиентам. В свою очередь, следствием этого может стать необходимость урегулирования кредитных портфелей с банками-кредиторами, а также острая потребность в докапитализации. Что касается новых клиентов, то уже налицо ужесточение подходов по их отбору", — уверяет господин Кононов. 

Несимпатичный портфель 

Что касается консолидации рынка, то эксперты высказываются весьма скептично на эту тему. 

Господин Тимофеев сомневается, что уровень консолидации рынка будет высоким просто потому, что сейчас откровенно нет интереса к лизинговым компаниям и их портфелям со стороны потенциальных инвесторов. "Хотя отдельные сделки слияния и поглощения будут", — высказался он. 

Александр Кожевников считает, что крупным компаниями легче оперировать на рынке и привлекать финансирование, однако для активного поглощения конкурентов необходимы достаточные ресурсы и стабильная экономика, поэтому ожидать консолидации в ближайшей перспективе не стоит. 

Анастасия Халилова полагает, что консолидация лизингового рынка возможна, в том числе за счет поглощения крупными игроками небольших региональных компаний, испытывающих трудности с финансовой устойчивостью. "К слову, консолидация капитала является актуальной тенденцией в период стагнации экономики. Желание лизинговых компаний пересмотреть структуру портфеля, сбалансировать его риски усиливается", — напоминает госпожа Халилова. 

По мнению Александра Кононова, рынок не будет развиваться в сторону количественного увеличения. Компаниям, портфель которых слабо диверсифицирован, сконцентрирован в отраслях с высоким уровнем риска, а также имеющим низкую долю собственных средств или дорогое финансирование, придется уйти с рынка или быть поглощенными более успешными его участниками. "Насколько я знаю, на рынке сейчас есть небольшие лизинговые компании, которые продаются, но покупателей, готовых за приемлемую цену их приобрести, пока нет. Также возможны продажи ликвидных лизинговых портфелей", — уверен господин Кононов. 

Генеральный директор лизинговой компании Carcade Алексей Смирнов считает, что объективные тенденции развития лизингового рынка говорят о том, что в 2015 году может произойти некоторая консолидация рынка между крупными игроками в отдельных сегментах. "Перераспределению рыночной доли будут способствовать такие конкурентные преимущества крупных компаний, как сравнительно более высокий уровень доступности кредитных ресурсов для них, развитая филиальная сеть (например, у нашей компании 70 представительств в регионах РФ), высокие компетенции в создании и поддержании вариативной продуктовой линейки. В течение года нельзя исключать также сделок по покупке лизинговых портфелей небольших компаний крупными игроками", — полагает он. 

Дышащие на ладан и относительно живые 

Про просьбе BG участники рынка рассказали, какие сегменты лизинговых операций чувствуют себя лучше или хуже, чем остальные. 

Господин Тимофеев говорит, что хуже всего чувствует себя лизинг "самолетов-пароходов", промышленного и торгового оборудования, так как планы по обновлению основных фондов в кризис, как правило, замораживаются. "Лизинг автотранспорта по сравнению с другими сегментам рынка относительно "живой": так или иначе машины менять нужно, так как если не менять, то обслуживание бывшего в употреблении транспорта с момента окончания гарантий производителя дороже любого лизинга становится. Кроме того, запущенная государственная программа льготного автолизинга позволяет получить весьма существенную скидку в размере 10% от стоимости транспортного средства, что отчасти компенсирует повышение стоимости автомобилей и существенно снижает ежемесячные платежи. Госпрограмма работает для автомобилей, произведенных в 2015 году на территории РФ без ограничений по стоимости авто (в отличие от программы льготного автокредитования, где лимит стоимости авто — 1 млн рублей, а требование по минимальному авансу — 20%), является реально работающим инструментом, способным изменить тяжелую ситуацию с продажами новых автомобилей", — рассказывает он. 

Кроме того, новым и перспективным инструментом для лизингового рынка и возможным драйвером развития лизинговой отрасли даже в нынешние тяжелые времени становится лизинг для физических лиц. 

По мнению господина Кожевникова, наиболее востребованными сегментами лизинга остаются спецтехника и автотранспорт. "Это и ликвидный предмет лизинга для лизингодателей, и наиболее востребованный предмет в бизнесе лизингополучателей. Хуже всего обстоят дела на рынке железнодорожных перевозок и, соответственно, в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава", — заявил он. 

Наталья Татулова говорит, что продвижение лизинга в России идет заметно медленнее по сравнению с Западом. "Несколько лет наиболее активным сегментом был автолизинг, который уже привычен и понятен нашему менталитету. В 2012-2013 годах спрос на лизинг авиатехники и технологического оборудования также был велик, монополисты активно обновляли свои парки и продолжают пользоваться этой схемой финансирования. Рынок IT-лизинга на данный момент только развивается, и пока отечественный бизнес не может до конца принять все особенности данной схемы. Эти опасения понятны, ведь предмет лизинга не принадлежит конечному пользователю — заказчику. IT-оборудование, переданное по лизингу, хранит массу конфиденциальной информации. Мне кажется, что этот риск серьезно влияет на осторожное отношение к лизингу", — рассуждает госпожа Татулова. 

По словам госпожи Халиловой, в период стагнации российской экономики можно ожидать снижения инвестиционного спроса во всех сегментах рынка лизинга. "Поддержкой сектора крупнейшего бизнеса, скорее всего, будет сохраняющийся спрос на инвестиции по направлению частно-государственного партнерства, развития операционного авиализинга. В крупном и среднем бизнесе восстановления спроса можно ожидать одновременно с ростом промышленного производства, возобновления наращивания объемов строительства. В сфере малого и микробизнеса спрос будет поддерживаться за счет развития автолизинга, спецтехники, в том числе благодаря программам господдержки", — заявляет госпожа Халилова. 

Андрей Бугров говорит, что уже традиционно плохо себя чувствуют дорожная и строительная отрасли, компании, занимающиеся производством или продажей автотранспорта, крупные перевозчики. "И в большей степени связано это с недостаточным объемом оборотных средств, так как в конце прошлого года банки существенно сократили финансирование текущей деятельности компаний, к тому же еще и резко подняв ставки по привлечению. Уровень банковских ставок стал выше рентабельности бизнеса, что повлекло за собой существенное сокращение темпов развития компаний. Хотя прошлый кризис подтолкнул некоторых к более продуманной политике финансирования текущей деятельности. И те, кто не заигрывался на "перекредитовках", оказались в более выигрышном положении. На сегодняшний день, предприятия, связанные с ВПК и бюджетным финансированием этого направления, чувствуют себя достаточно стабильно. Хотя хватает проблем, связанных с экономическими санкциями, не дающими возможность в полной мере закупать импортное оборудование", — добавляет он. 

По словам Дмитрия Виноградова, в силу сложной экономической ситуации в стране в целом обострились проблемы с платежной дисциплиной лизингополучателей, что на фоне падения объемов нового бизнеса и невозможностью скомпенсировать просрочку маржей от новых сделок делает данную проблему первоочередной для лизингодателей. "Такое положение дел заставляет лизингодателей в одних случаях совместно с лизингополучателями искать пути выхода из сложившейся ситуации: реструктурировать графики в соответствии с возможностями клиента, помогать в поиске заказчиков на продукцию клиента, совместно искать потенциальных покупателей на предмет лизинга. В других случаях лизинговым компаниям приходится действовать жестко: пользоваться правом безакцептного списания средств с расчетных счетов неплательщиков, а также правом изъятия предмета лизинга для дальнейшей его реализации", — рассказывает господин Виноградов. 

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2738707

Поделиться:

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80