Средство для спасения

По словам президента Объединенной лизинговой ассоциации Кирилла Царева, пара ближайших пятилеток должна стать десятилетием оперативного или операционного лизинга. Именно в лизинге таятся драйверы роста по финансированию продаж личного транспорта – зарубежный опыт показывает работоспособность этих механизмов.

В США с 2005 года объемы лизинговых сделок увеличились в пять раз именно за счет физических лиц. В лизинг частникам продается около 35% новых автомобилей, а общий годовой объем рынка колеблется в районе 5 млрд. долларов. При этом доля лизинга у «физиков» в США приближается к классическому кредитованию (40% всех сделок). Самая распространенная схема – «Без обратного выкупа».

В ЕС доля лизинга меньше, а именно около 30% от общего числа реализуемых легковых машин. В России лизинг составляет 3,3%. Но развитие идет, и эксперты надеются, что правительственная программа придаст ему положительный импульс.

Достаточно 20 минут...

В этом году правительство планирует компенсировать лизинговым компаниям 10% авансового платежа. По информации компании Carcade, благодаря этой мере доля лизинговых продаж автомобилей в России способна подняться с 3,3% до 4% в течение года. По прогнозам Минпромторга, с помощью лизинга можно увеличить производство в России на 16 тыс. машин, среди которых 10 тыс. легковых, 5,4 тыс. грузовиков и 600 автобусов.

Перед лизингодателями стоит задача укрепления сотрудничества с дилерами и выработка совместных программ продаж.

Carcade за январь-август 2014 года плотно поработала с Land Rover и увеличила объем лизинговых сделок на 20%. Как заявляется, компания обеспечивает 35% всех лизинговых продаж в России.

Компания Renault совместно c ООО «ЮниКредит Лизинг» запускает в России новую программу «Просто Лизинг». В рамках программы при авансе от 30% на срок до трех лет клиент может приобрести в лизинг до трех автомобилей Renault для своего автопарка. При этом предварительное решение принимается за 20 минут. Такие же условия действуют и для Nissan.

По данным «ВЭБ-лизинг», наиболее востребованными по итогам 10 месяцев 2014 года стали марки легковых и коммерческих автомобилей KIA, Lada, ГАЗ, Toyota, Ford, Nissan и Volkswagen. На их долю пришлась примерно половина сделок ОАО «ВЭБ-лизинг».

В 2014 году компания «Европлан» заключила договоры со всеми крупными поставщиками техники и, по данным Leaseurope, выбилась на 6-е и 17-е места по объему лизинга коммерческого и легкового транспорта соответственно.

Особенности лизинга

С виду лизинговые программы для «физиков» очень похожи на кредитование. Там так же требуется первоначальный взнос, есть ежемесячные выплаты и страхование.

Существует два вида лизинга для физических лиц: с переходом права собственности и без. В первом случае по истечении лизинга клиент должен выкупить машину по остаточной цене.

Второй вариант – это лизинг без обязательств по выкупу.

В Европе и США это самая распространенная схема для «физиков». При ней первоначальный взнос составляет всего 10%, а ежемесячные платежи существенно ниже, чем при кредите. Из чего складывается экономия?

Каждый знает, что, перепродавая машину через три года, он в лучшем случае выручит до 70% ее первоначальной стоимости. За каждый год эксплуатации безвозвратно теряется от 10% цены. В итоге за право ездить на новой машине владелец платит около трети от ее стоимости. Когда в прошлом веке американцы только придумывали лизинг для частых лиц, они задались вопросом, а зачем человеку оплачивать стоимость всей машины, если по существу важны только эти 30%?

«Такая схема может быть выгодна тем людям, которые собираются эксплуатировать автомобиль классом выше. Если в кредит можно купить только Passat, то в лизинг без обратного выкупа есть возможность приобрести уже Tuareg», – рассказывает вице-президент лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов.

Объясните бюрократу

Но есть у лизинговых схем и существенные недостатки. Основная проблема состоит в том, что настоящего классического оперативного лизинга для физических лиц на данный момент в России не существует. Те схемы, что предлагаются, существенно искажают описанные американские модели.

Главный вопрос – оценка остаточной стоимости автомобиля. Как бюрократу доказать, за какую цену реализуется машина через три года? Сейчас цена определяется экспертами индивидуально, и возникает недопонимание внутри финансовых структур. Бюрократы требуют покрывать возможные риски страхованием и завышенными ставками. В итоге лизинг лишь незначительно дешевле льготного кредитования.

Альтернативный путь – это сертификация автомобилей с пробегом самими производителями.

Сейчас такая работа началась. К примеру, Land Rover дает четкие нормы стоимости своих машин после определенного пробега и времени эксплуатации.

Кроме того, в лизинге есть ограничения по пробегу. Машина не должна быть «укатанной» до пределов ресурса. Таких маленьких «но» накапливается множество, отчего на данный момент автолизинг в нашей стране более ориентирован на потребности коммерческих организаций, где многие понятия прописаны более четко.

Однако перспективы для лизинга физическим лицам огромные. Как рассказал заместитель главы агентства «Автостат» Сергей Удалов, срок владения новой машиной сейчас составляет примерно 3–4 года. Для премиальных моделей еще меньше, а именно 2,5 года. А значит, ключевой элемент в развитии лизинговых схем уже сформировался. Как сообщили нам в «АвтоСпецЦентре», доля лизинга для физических лиц в России в ближайшие три года может достигнуть 10% от общего объема продаж машин. А к уровню в 25–30%, как в Европе, он может подобраться в течение 5–7 лет при соблюдении ряда экономических факторов и при ­господдержке.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80