Лизинг в зоне риска

По прогнозам аналитиков, 2015 год рискует стать для лизингового рынка более сложным, чем 2014-й, но интересным с точки зрения решения проблем и представленных возможностей как государством, так и частным сектором. Для рынка лизинга в Северо-Западном регионе характерны те же общие тенденции в развитии, что и в целом для страны, хотя имеется и определенная местная специфика

Снижение доступа к финансированию, уменьшение уровня платежеспособности клиентов, общее снижение деловой активности и спроса на лизинговые услуги в результате сокращения государственного финансирования компаний-лизингополучателей, ограниченного взаимодействия с иностранным бизнесом из-за ситуации на валютном рынке представляют собой основные риски, которые смогут нанести серьезный ущерб лизинговым компаниям как по осуществляемым проектам, так и по будущим. Но, как отмечают эксперты, все же эти риски не станут фатальными.

Перспективы для развития есть

Высокий уровень износа основных фондов в отраслях экономики, достигающий порядка 50% (по подсчетам ЗАО «Сбербанк Лизинг»), сокращение финансирования инвестиционных программ, секвестирование бюджета, необходимого для выполнения государственных и федеральных целевых программ, подтолкнет компании к поиску частных источников финансирования, в том числе с помощью лизинговых компаний.

Очевидно, что в ситуации неопределенности лизинговые компании будут выстраивать свои отношения с клиентами на другом уровне с целью минимизации своих рисков, так как ухудшение платежеспособности клиентов может привести к увеличению проблемных активов и снижению качества лизинговых портфелей.

«Избежать снижения качества лизинговых портфелей участников рынка может реструктуризация лизинговых договоров, но нужно понимать, что этот инструмент не способен решить проблему наращивания просроченной задолженности. Если лизингодатель специализируется на передаче дорогостоящих «штучных» предметов лизинга (самолетов, судов, производственных линий) и работает с ограниченным кругом клиентов, то реструктуризация может быть эффективной в случае, если клиент испытывает временные финансовые затруднения. Но для всех проблемных лизингополучателей программа реструктуризации не может быть осуществима. Если предмет лизинга достаточно ликвиден, а клиент не выполняет свои финансовые обязательства, то лизинговой компании выгоднее изъять объект лизинга, согласно действующему законодательству, и реализовать его на вторичном рынке», – считает генеральный директор компании «Каркаде» Алексей Смирнов.

Если проблема с увеличением проблемных активов не будет решена за счет применения процедуры реструктуризации или в результате изъятия объекта лизинга у неплательщика и возможной передачи его в операционный лизинг, то допустимым вариантом может стать продажа портфелей лизинговых компаний.

Мало капитализированные, низкодоходные, с плохой ликвидностью (долгосрочный лизинговый портфель фондирован более краткосрочными обязательствами) компании могут уйти с рынка в 2015 году, за счет отсутствия доступа к фондированию. Финансирование, осуществляемое за счет кредитов государственных банков, прекратится из-за санкций  и закрытия внешних рынков. Ликвидные лизинговые компании останутся на рынке, но сократят до минимума новый бизнес.

При рассмотрении крупнейших капиталоемких сегментов рынка, таких как авиатехника, строительная и дорожная техника, железнодорожная техника, суда, которые могли бы стать точками роста, эксперты более склонны к пессимистичным прогнозам – быстрого роста и оживления не ожидается ни по одной из отраслей.

Лизинг авиатехники больше, чем другие сегменты, зависит от партнерских связей с иностранным бизнесом, с которым до сих пор отношения остаются напряженными. Поэтому даже возможность реализации сделок за счет отложенного спроса (цикл от заказа до поставки составляет не менее двух лет) не сможет компенсировать прирост объемов отрасли. Государство предлагает поддержку с помощью таких мер, отраженных в антикризисном плане, как  субсидирование части затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» по сделкам приобретения лизинговыми компаниями воздушных судов в 2008-2015 годах; оказание дополнительной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок для стабилизации финансового состояния авиакомпаний; а также осуществление целевого возвратного фондирования для финансирования поставки гражданских воздушных судов российского производства российским авиакомпаниям. Но требуемое обновление, замена отечественного воздушного парка из-за высокой степени изношенности будет осуществляться медленно в результате снижения пассажиропотока внутри страны (так как стоимость взятого в лизинг в прошлые года импортного оборудования для авиационной отрасли будет закладываться в стоимость оказываемых услуг) и сложностью выхода компаний на международный рынок.

Лизинг железнодорожной техники, лидирующей отрасли в 2010-2011 годах, продолжит свое стремительное падение за счет сокращения грузоперевозок, а также наметившейся тенденции перепроизводства вагонов.

Продление сроков эксплуатации, а также снижения цен и ставок аренды сдавливают объемы рынка. Согласно последним данным, Тверской вагоностроительный завод приостанавливает работу, в результате снижает объем заказов. Поэтому не наблюдается потребности в обновлении подвижного состава.

Следует отметить, что для стимулирования спроса на российскую сельскохозяйственную технику в отношении лизинга также делаются шаги. Взнос в уставный капитал ОАО «Росагролизинг», отраженный в антикризисном плане, предназначен для реализации программы льготного лизинга для сельскохозяйственной продукции. Однако оценка данной меры неоднозначна.

«Сам подход целевого субсидирования достаточно практичный в условиях, когда хотят обеспечить поддержку отдельного направления. Механизмы точечного субсидирования достаточно хорошо работают. В качестве примера можно привести программу утилизации по автотранспорту, принятую в прошлом году. Несомненно программа даст положительный эффект при продаже сельскохозяйственной техники. Есть и некоторые подводные камни, которые могут сделать саму идею менее эффективной. Прежде всего, любые программы должны быть отрытыми для работы как минимум несколькими операторами. Ограничение числа лизинговых компаний по реализации программы (только «Росагролизинг») неотъемлемо влечет за собой снижение качества предоставляемой услуги и превращение ее из рыночного механизма в административный со всеми вытекающими последствиями», – говорит начальника отдела маркетинга компании «Балтийский лизинг» Евгений Колесов.

Тенденции на рынке лизинга в Северо-Западном регионе те же, что и в целом для страны. Но все же есть свои особенности и «темные лошадки».

«Лизинг актуален для компаний, которые вошли в крупные инвестиционные проекты в 2013-2014 годах. Это касается крупных портовых проектов, строительства энергетических комплексов. В частности, по строительству судов, покупке нового оборудования и расширению производственных мощностей. Учитывая, что большое количество предприятий судостроения находятся в Северо-Западном регионе, у лизинга хорошие перспективы в этом направлении», – считает директор Северо-Западного регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Мурат Сатаев.

И это действительно так. Государственная программа РФ, реализуемая в 2013-2030 годах с целью улучшения стратегической конкурентной позиции судостроения России в мире, поддерживает отрасль через стимулирование спроса на отечественные суда через субсидирование лизинга, имеют место субсидии с целью предотвращения банкротств судостроительных организаций, взносы в уставные капиталы.

Сегмент, который находится в лидерах по темпу прироста в течение нескольких лет, – автолизинг. Прогнозируется рост интереса к лизингу автомобилей для физических лиц. «За счет в два-три раза меньших, чем в автокредите, ежемесячных платежей сокращение возможностей для получения кредита – как вследствие ставок, так и в результате ужесточения избирательного подхода банков к заемщикам, лизинг для физических лиц становится особенно актуальным в условиях значительного повышения цен на автомобили», – считает вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов. Такой опыт лизинговые компании уже имели в 2008-2009 годах, когда банки сокращали объемы выдаваемых средств и повышали требования к заемщикам, и результатом стал выбор лизинга в качестве инструмента финансирования. Оживление возможно, но стоит учитывать также состояние рынка автомобилей (за 2014 год продажи упали на 12%), что неминуемо отразится на рынке лизинга.

В силу своего географического расположения Северо-Западный регион является центром транзитных грузоперевозок. Значительная часть осуществляется с помощью автотранспорта, а значит, в данном сегменте у лизинга неплохие шансы.

«В 2014 году на фоне стагнации на рынке лизинга автолизинг показывал умеренный рост. Такая тенденция объясняется розничным характером сделок в большинстве случаев и ликвидностью предмета лизинга. К тому же, несмотря на снижение финансовых возможностей российского бизнеса, компании и предприниматели заинтересованы в обновлении корпоративных автопарков, изношенность которых, по оценкам, приближается к 50%», – отмечает генеральный директор компании «Каркаде» Алексей Смирнов.

Ситуация на рынке лизинга характеризуется отсутствием явного драйвера, но который может появиться уже в скором времени. Многое будет зависеть от самих лизингополучателей, которые смогут обосновать свои нужды для осуществления проектов, в том числе и проектов импортозамещения, и получить субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по лизинговым платежам либо объекты в лизинг по субсидированным процентным ставкам, тем более что все необходимые условия созданы.

Курс на импортозамещение

Доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний составила около 50% (по оценкам «Эксперт РА» за девять месяцев 2014 года). В то время как доля импорта в потреблении радиоэлектронной промышленности, станкостроения, легкой промышленности достигает 90%, а тяжелого машиностроения, фармацевтической и медицинской промышленности – 80 %.

Программы, направленные на развитие импортозамещающих производств в условиях ухудшения внешнеполитической ситуации и введенных санкций в отношении ряда стратегических отраслей России, позволят лизингу принять участие в создании импортозамещающих мощностей в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – перейти к лизингу отечественного оборудования. Процент импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний должен снизиться, но в ближайшем будущем будет составлять определенную долю, так как для некоторого оборудования не удастся найти аналогов в России.

«Сообществу необходимо консолидировать свою работу»

Александр Михайлов, вице-президент автофинансовой компании «Европлан»:

– Для преодоления на рынке лизинга кризисной ситуации лизинговому сообществу уже сегодня  необходимо консолидировать свою работу в борьбе с неплательщиками и мошенничеством, чтобы незначительное количество «плохих» лизингополучателей не испортило портфель «хороших». Кроме того, нужно фокусировать деятельность государственных лизинговых компаний, подпадающих под санкции только на крупных, стратегически важных проектах государственного значения, освобождая тем самым занятые ими сегменты рынка, где был и успешно работал незначительный частный капитал, который сам привлекал туда новые инвестиции. Потому что, если такие сегменты будут слишком долго заняты государственными компаниями, частному капиталу будет туда не вернуться, и тогда развитие, например, автолизинга будет замедлено на многие годы вперед. От этого пострадают обычные пользователи автомобилей. Ну не хотим же мы, чтобы, скажем, парикмахерские в стране стали принадлежать какой-нибудь государственной корпорации под предлогом развития малого бизнеса?

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80