Шанс для маленьких

Лизинговые программы для малых и средних компаний пользуются повышенным спросом благодаря поддержке регионов и интересу крупных игроков. Сегодня лизингодатели готовы работать даже с индивидуальными предпринимателями.

Несмотря на общее снижение динамики рынка, ухудшение условий фондирования лизинговых компаний и ужесточение банковского законодательства, доля сделок с малыми и средними предприятиями (МСП) в совокупном портфеле российских лизингодателей в 2012 году увеличилась. Общий прирост в сравнении с 2011 годом составил около 6%. Объем новых сделок с малым бизнесом в 2012 году составил 283 млрд рублей (плюс 41% за год), со средним бизнесом — 175 млрд рублей против 169 млрд годом ранее (плюс 3,5%), сообщил гендиректор «МСП Лизинг» Алексей Акиндинов. Драйверами рынка в сегменте МСП по-прежнему являются легковой и грузовой автотранспорт, железнодорожная техника, спецтехника. Доля сделок с производственным и технологическим оборудованием не столь велика. Последнее объясняется, с одной стороны, недостаточностью платежеспособного спроса, а с другой, ограниченностью предложения. Многие лизингодатели, особенно региональные, предпочитают работать с наиболее ликвидным имуществом (машины, транспорт) и рассматривают сделки с оборудованием как высокорисковые.

Вице-президент по развитию бизнеса компании «Европлан» Александр Михайлов соглашается с тем, что наибольшей популярностью пользуется автолизинг. Весной автодилеры предоставляют максимальные скидки на машины, т.к. имеются запасы прошлого года. Но общий объем продаж автомобилей притормаживает, конкуренция банков и лизинговых компаний по ставкам достигла апогея. Поэтому на рынке действуют спецпрограммы субсидирования покупки коммерческого транспорта и оборудования со стороны региональных фондов поддержки МСП. «На данный момент условия по входу в лизинговую сделку являются довольно привлекательными для клиентов: минимальный авансовый платеж достигает 0%. Что касается сроков, то здесь есть различные варианты. Обычный для сегмента МСП срок автолизинга составляет около 2 лет», — объясняет Михайлов.

В отличие от кредитования при лизинге оперируют среднегодовым удорожанием, а не процентной ставкой. Удорожание зависит от разных факторов, прежде всего от размера авансового платежа и процентной ставки по кредиту, привлекаемому лизинговой компанией в банке. При авансе клиента 30% (стандартный размер) среднегодовое удорожание, как правило, составляет 7—9%, говорит гендиректор «Универсальной лизинговой компании» Михаил Винников. Акиндинов оценивает средние ставки удорожания на рынке в пределах 12—18% в год, а сроки лизинга в 3—5 лет. Он советует деловым людям тщательно оценивать собственные возможности, конъюнктуру отрасли, в которой они работают, и способность бизнеса генерировать достаточный доход для уплаты лизинговых платежей. Иногда имеет смысл разбивать инвестиционный проект на несколько этапов, приобретая и вводя в эксплуатацию имущество по мере необходимости.

При выборе лизинговой компании в первую очередь надо обращать внимание на величину фактической переплаты за предмет лизинга в рублях, а не на ставки удорожания, отмечает Кирилл Клементьев из Росавтобанка. По его словам, в величину удорожания, как правило, не включается величина выкупного платежа предмета лизинга, чем пользуются некоторые лизинговые компании, снижая сумму ежемесячных лизинговых платежей за счет увеличения выкупного платежа и получая, таким образом, меньшую величину ставки удорожания по лизингу. Аналогично некоторые банки предлагают владельцам МСП кредиты с меньшей ставкой, но при этом завышают различные комиссии, что делает продукт в конечном итоге дороже, чем у конкурентов. «Также необходимо обращать внимание на то, на чьем балансе отражается предмет лизинга — лизингополучателя или лизингодателя, кто является плательщиком транспортного налога, в случае если предметом лизинга являются транспортные средства, включается ли в состав лизинговых платежей страховка предмета лизинга», — рекомендует эксперт.

При рассмотрении графика лизинговых платежей нужно подробно интересоваться наличием комиссий, в том числе и не включенных в график. Некоторые компании порой намеренно умалчивают о комиссиях за оформление сделки, за консультации и т.п., не отражая их в графиках и создавая тем самым видимость низкого удорожания. Зачастую такие комиссии предстают перед клиентом уже «по факту» — во время подписания договора. «При оценке ставок годового удорожания разных компаний необходимо их сравнивать на сопоставимых графиках. Идеальными для рассмотрения ценовых предложений разных компаний являются аннуитетные графики, в которых ежемесячные платежи равны в течение всего срока договора лизинга. Сравнивайте графики только с одинаковыми размерами аванса», — советуют эксперты «Сбербанк Лизинг». Немаловажным фактором при оформлении лизинга является возможность получения различных форм поддержки МСП. Например, правительство Москвы выдает МСП субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам. В других регионах помимо субсидий лизингополучатели могут получить целевые гранты, выделяемые обычно начинающим предпринимателям (со сроком деятельности менее 1 года).

Правда, чтобы получить льготы, нужно иметь прозрачный бизнес. Сейчас при рассмотрении рисков заключения сделки лизинговая компания оценивает не только платежеспособность потенциального лизингополучателя, но и его добросовестность, финансовое состояние на основании как бухгалтерской, так и управленческой отчетности. «Зачастую у МСП такое внимание при подготовке и проведении лизинговой сделки вызывает как минимум недоумение, а максимум — отказ от сделки. Правовое и налоговое совершенствование в России неминуемо ведет к осуществлению прозрачного, обоснованного и просчитанного бизнеса, в т.ч. и для МСП», — объясняет гендиректор «Петролизинг-Менеджмент» Александр Столбецкий.

В Сбербанке в числе тенденций рынка отметили рост интереса сегмента МСП к стандартизированным лизинговым продуктам, где основными преимуществами являются быстрая и простая процедура одобрения и оформления сделки, а главное — выгодная процентная ставка и доступность в широкой филиальной сети. «Спросом пользуется коммерческий транспорт: мало-, средне- и крупнотоннажные грузовики, а также строительная техника: самосвалы, автокраны, экскаваторы, погрузчики. Все больше компаний уходят от аренды техники к лизингу, который обходится существенно дешевле аренды, иногда в разы. По окончании договора лизинга компания получает технику в собственность», — говорит Винников.

По оценке участников рынка, в 2013 году сегмент МСП продолжит расти быстрее, чем крупные сделки. «Увеличится финансирование не только автотранспорта, но и технологического оборудования», — заключила управляющий директор «Райффайзен-Лизинг» Галина Майер.

Марк Шерман 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26219 от 23 апреля 2013

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Мы получили вашу заявку, но сейчас все менеджеры спят

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80