Пресса о Европлане

12.08.2013

Будущее лизинга – за сложными продуктами

Основным драйвером лизинговой отрасли сейчас является лизинг автотранспорта и строительной техники. Однако наибольшим потенциалом быстрого развития обладают сложноструктурированные продукты. 

Как известно, в 2012 году лизинговая отрасль выросла всего на 1,5%. До этого темпы роста были очень высокими. Так, еще в первом полугодии 2012 года прирост объема новых лизинговых сделок составил 34%. Резкое падение темпов роста произошло из-за насыщения рынка полувагонов. Также в последнее время сказывается общее замедление роста российской экономики. Поэтому в 2013 году участники рынка не ожидают высоких показателей и надеются, прежде всего, на такие традиционные сегменты, как автотранспорт и строительную технику. Помимо этого, надежды ряда компаний связаны с авиатехникой, ввиду увеличения инвестиционного спроса и объемов государственной поддержки этого сегмента.

Кстати, что касается автолизинга, то это направление в последнее время уверенно растет на 15–20% в год. Алексей Смирнов, генеральный директор компании «Carcade Лизинг», в первую очередь связывает наблюдаемую тенденцию с повышением популярности этой финансовой услуги среди предпринимателей, которые успели оценить не только возможности оптимизации налогообложения, но и другие преимущества лизинга, такие как доступность финансирования, высокую скорость принятия решений по заявкам и высокую скорость оформления сделки, возможность выбора графика платежей, наличие дополнительных сервисных услуг и т.д. В 2013 году «Carcade Лизинг» прогнозирует увеличение сегмента лизинга автотранспорта на 10–15%.

По словам Василия Кашкина, управляющего партнера агентства «Новые маркетинговые решения», в 2013 году происходит ощутимое снижение объемов инвестиций в основной капитал, и это скажется на лизинге, так как эта отрасль обычно очень быстро реагирует на подобные изменения. Снижение уровня продаж автотранспорта также не может не отразиться на лизинговых операциях, поскольку автотранспорт в них составляет значительную долю. Эти тенденции приведут к стабилизации рынка лизинга, и, скорее всего, объем лизинговых операций по итогам 2013 года останется на уровне предыдущего года.

При этом, как отметил Сергей Калинин, директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг», можно ожидать положительного эффекта от «олимпийской стройки» и подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу, так как любые инвестиционные проекты вызывают сопутствующий спрос в лизинговой отрасли, хотя бы косвенный. В 2013 году эксперт ожидает прирост объема лизингового рынка на уровне 10%. А по ожиданиям Александра Кожевникова, генерального директора компании «МКБ-Лизинг», в 2013 году произойдет снижение объема нового бизнеса в лизинге.

Тенденции последнего года

Хотя текущий год не сулит существенного роста лизингового портфеля, тенденция снижения общих темпов прироста нового бизнеса позволяет лизингодателям сосредоточиться на более глубокой отработке отдельных направлений. В частности, по мнению Александра Столбецкого, генерального директора компании «Петролизинг», особенно перспективными в ближайшие 3–5 лет будут лизинговые сделки с автотранспортом (легковым, грузовым и специальным), сложным технологическим оборудованием, авиатранспортом, а также недвижимостью. В сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) наиболее актуальны сделки с автотранспортом и оборудованием, и в этом случае незаменимыми становятся средние универсальные компании, которые имеют ресурсы и заинтересованность именно в работе с малым и средним бизнесом.

Многие лизинговые компании в последнее время разрабатывают и внедряют специальные программы, направленные на реализацию сделок по максимально стандартным условиям с определенным видом лизингового имущества, что позволяет работать быстро и массово. Как правило, это лизинговые сделки с автотранспортом (легковым, грузовым и специальным) и оборудованием, не требующим монтажа или специальных условий доставки и эксплуатации. Правда, по мнению Александра Столбецкого, такой подход будет оправдан лишь в течение ближайших 3 лет (максимум 5 лет), и после насыщения рынка окажется необходимым расширение перечня сопутствующих услуг по данным видам имущества.

В последнее время хороший спрос на лизинг показывают компании, которые обслуживают определенные территории. Данные компании могут, например, заниматься уборкой этих территорий или ремонтом дорог. Объемы контрактов увеличиваются, требовательность со стороны городских и муниципальных властей также возрастает, поэтому компании вынуждены закупать более современную технику, во-первых, чтобы выигрывать тендеры, во-вторых, чтобы справляться с заказами. Также в Москве сейчас формируется цивилизованный рынок таксомоторных услуг, и в этой связи уже резко возрос спрос на арендные автомобили.

Наименьший интерес со стороны большинства лизингодателей вызывает финансирование приобретения водного транспорта и авиатехники. По словам Алексея Смирнова, без целенаправленной государственной поддержки развитие независимых лизинговых компаний в этих сегментах затруднено, соответственно, традиционно эти сегменты рынка лизинга относятся к сфере интересов государственных лизинговых компаний. Следует отметить, что государство работает в этом направлении.

Что касается техники, то лизингодатели по-прежнему предпочитают работать с европейскими, американскими или хотя бы российскими машинами, однако и отношение к китайской технике постепенно меняется в лучшую сторону. В тайном исследовании рынка лизинга, проведенном компанией «Новые маркетинговые решения» весной 2013 года, отмечается высокая лояльность лизингодателей к китайской технике: в Москве наотрез отказываются финансировать машины из Поднебесной лишь 6%, в регионах этот показатель немного выше: 10%. Правда, китайская техника все еще ломается гораздо чаще, чем техника из развитых стран, а найти запчасти к ней по-прежнему намного сложнее. И все же качество машин из Поднебесной растет, а вместе с ним растет и желание финансировать их приобретение со стороны российских лизинговых компаний.

Если рассматривать традиционный рынок автолизинга, то, по словам Алексея Лещенко, директора департамента развития продуктов компании «Европлан», в последнее время можно выделить следующие наиболее значимые тренды. Во-первых, усиливается конкуренция. Во-вторых, улучшаются условия для лизингодателей. Это касается как требований к заемщикам, так и самих условий сделки. В наилучшем положении оказываются постоянные клиенты лизинговых компаний: для их удержания и развития с ними партнерских отношений лизингодатели готовы предлагать выгодные ставки. В-третьих, эксперт отметил увеличение количества специальных программ с автопроизводителями и автодилерами. Здесь особенно «горячи» предложения лизингодателей, работающих с автопроизводителями на основе долгосрочного партнерства.

«Новые лизинговые программы, акции, корпоративные программы приобретения транспорта – это достаточно стандартный инструментарий, который сформировался за последние 10 лет, – прокомментировал Алексей Лещенко. – В условиях падения рынка продаж автомобилей, а в январе-мае 2013 года рынок упал на 4%, дилеры и производители будут стремиться найти новые ниши или пересмотреть и оптимизировать существующие стратегии».

Лизингодатели имеют стимул к освоению новых ниш

Конечно, лизинг развивается не только в объемах, - также меняется структура отрасли и углубляется специализация ее компаний. И с учетом этого, а также с учетом спада в сфере лизинга полувагонов, тема лизинговых продуктов обретает совершенно иное и гораздо более важное значение. Кроме того, в последнее время можно часто услышать, что клиенты становятся более требовательными и разборчивыми, а лизингодатели, в свою очередь, стремятся предложить все более диверсифицированный и клиентоориентированный набор продуктов.

Сергей Калинин считает лизинговые продукты условностью, выделяя лишь два продукта: финансовый лизинг, при котором по окончании договора предполагается переход имущества в собственность лизингополучателя, и оперативный, при котором имущество остается у лизинговой компании. Однако, по его словам, лизингодатели стараются, с одной стороны, оказывать востребованные клиентами услуги, а с другой стороны, предлагают новые виды сервиса, на которых можно заработать. Последние могут предлагаться как в собственном исполнении, так и с использованием аутсорсинга. Например, автолизинговые компании вводят систему трейд-ин, предлагают топливные карты, помощь на дорогах и т.д. Также наблюдается тенденция к объединению лизинговых, банковских и страховых услуг под одним брендом.

Василий Кашкин рассказал, что в контексте замедления экономического роста быстрее всего развиваются те сегменты лизинговых операций, которые основаны на эффективном лизинговом продукте. Традиционный лизинг, например, автолизинг, уже широко освоен рынком. Потенциалом быстрого развития обладают сложноструктурированные продукты, ориентированные на нужды конкретных отраслей. «В основном речь идет о финансировании различных видов оборудования, – пояснил Василий. – Это сложные и дорогостоящие сделки, которые несут больше рисков, чем стандартные операции. Те лизинговые компании, которым удается выстроить организацию таких сделок и систему управления рисками, обеспечивают себе надежную долю рынка. Немаловажным инструментом здесь является применение государственных гарантий и участие в государственных программах». Алексей Смирнов также прокомментировал, что оборудование традиционно считается одним из наименее ликвидных предметов лизинга, особенно по сравнению с автотранспортом, однако в 2013 году многие лизингодатели называют эту нишу одной из наиболее перспективных и быстрорастущих.

Малому бизнесу – ликвидное имущество

Несмотря на наблюдаемое замедление, российский рынок лизинга еще очень далек от своего насыщения. Особенно высока потребность в этом инструменте среди малых и средних предприятий, однако именно они по-прежнему часто не имеют возможности воспользоваться данной финансовой услугой в полной мере, особенно если речь идет о финансировании приобретения оборудования. Лизинговые сделки с субъектами МСБ имеют свою специфику, и многие лизинговые компании открывают специальные программы по работе с такими компаниями, но рисковая составляющая требует увеличения либо обеспечительных мер, либо удорожания сделки.

Причины, по которым для ряда малых компаний недоступен инструмент лизинга, пожалуй, уже набили оскомину. Сюда относятся и недостаточная информированность МСБ о данной услуге и ее специфике, и высокая непредсказуемость перспектив малых предприятий, и низкая прозрачность такого бизнеса, и отсутствие налоговых преимуществ для клиентов, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и находящихся на упрощенной системе налогообложения. Наконец, многие лизингодатели, которые в основном работают с индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, сами испытывают проблемы с привлечением финансирования.

Во многих малых компаниях финансовая отчетность едва ли отражает реальное состояние дел ввиду наличия черной бухгалтерии. Из-за этого лизинговым компаниям приходится тратить больше времени на изучение клиента. Интересно, что некоторые лизингодатели уже при первом контакте с представителем МСБ открыто интересуются, есть ли у него черная бухгалтерия, и высказывают свою готовность работать с ней. В данном случае для лизинговой компании важно убедиться, что в реальности клиент сможет платить.

По словам Сергея Калинина, общая недружественная к бизнесу атмосфера больше всего угнетает малый бизнес. Для выживания предприниматели вынуждены скрывать часть доходов, работать за наличные, в лучшем случае – на упрощенке. Все это не способствует открытости бизнеса, а значит, создает дополнительные трудности в кредитной оценке клиента лизинговой компанией. В результате, малому бизнесу или индивидуальным предпринимателям предоставляют только ликвидное имущество; также растут ставки, поскольку ставки – это функция риска. А лизинговая компания значительно рискует не найти контрагента в случае неудачи своего клиента. Длительность и сложность судебной и исполнительной процедуры при лизинге вынуждает лизингодателей отказывать потенциальным клиентам среди малых предприятий.

Таким образом, сегмент малого и среднего бизнеса интересен лизингодателям, прежде всего, в сфере высоколиквидных активов, а именно автомобилей и грузовой техники, так как для этих видов имущества уже давно сформировался вторичный рынок. При этом компании охотнее финансируют приобретение легковых автомобилей, чем грузовых, так как ликвидность их вторичного рынка намного выше. По-прежнему рискованным сегментом отрасли остаются сделки со специальной техникой. «Существует ряд рисков с лизингополучателями в дальних регионах России, – рассказал Алексей Лещенко. – Например, распространенные в Сибири и районах Крайнего Севера зимники (дороги, которые могут использоваться только зимой) выступают одним из таких рисков: техника простаивает длительное время в ожидании восстановления транспортного сообщения, что препятствует ее возврату. Повышенный износ часто перегружаемой самосвальной техники также является дополнительным фактором имущественного риска».

В работе с МСБ особенно важен человеческий фактор

Александр Кожевников рассказал, что компания «МКБ-Лизинг» активно работает с предприятиями малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере лизинга оборудования с невысокой ликвидностью. Так, компания финансирует не только привлекательное с точки зрения рисков деревообрабатывающее и металлообрабатывающее оборудование, но и неликвидное складское оборудование, оборудование для магазинов и ресторанов. Стандартные методы оценки клиента в этом случае достаточно сложны, и при принятии решения приходится опираться на личные характеристики собственника и персонала в целом, его нацеленность на результат, компетенцию и т.д. При этом главное – это то, в какие руки лизинговая компания отдает такие активы.

По мнению Александра Столбецкого, субъекты МСБ в основной массе являются дисциплинированными лизингополучателями, которые дорожат сделкой в целом и приобретаемым имуществом в частности. Как правило, оплата по договорам лизинга осуществляется в срок и в полном объеме. Такое положение вещей обусловлено тем, что сделки с малым и средним бизнесом заключаются на относительно недорогое имущество и на небольшой срок: от 1,5 до 3–4 лет.

Если же в силу ухудшения финансовой стабильности лизингополучателя оплата лизинговых платежей задерживается или прекращается, то лизинговой компании приходится изымать оборудование и реализовывать его. Цена реализации имущества, как правило, дисконтируется, поскольку на рынке есть множество предложений аналогичных активов. Также специфичным является взаимодействие с сотрудниками малого предприятия, которые часто не совсем ясно понимают особенности владения лизинговым имуществом и порой распоряжаются им по своему усмотрению, не учитывая ограничений, налагаемых на использование лизингового имущества.

Источник: http://bankir.ru/publikacii/s/budushchee-lizinga-za-slozhnymi-produktami-10003766/

Поделиться:

×
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
  • Контакт-Центр ответит
    быстро и качественно

  • Более 68 000
    автомобилей в наличии

  • Скидки до 20%
    от автопроизводителей

{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80

×
Заказать звонок
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80