На тормозах

Лизингу легкового транспорта пока еще далеко до своего "коллеги" - сегмента коммерческих авто. Но ситуация постепенно меняется: "легковой" лизинг становится все более популярным в корпоративной среде, чаще всего среди ИЧП. Видя такой спрос, продавцы активно расширяют линейку предложений для таких клиентов.

В целом автотранспортная отрасль переживает не самые лучшие времена. По данным Ассоциации европейского бизнеса, российский автомобильный рынок в период с января по август 2013 года показал падение на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Объем продаж новой техники в августе 2013 года сократился на 10%. Автолизингу тоже "досталось". "Я не вижу поводов для роста конкретно лизинговых продуктов, и, скорее всего, общий объем по итогам года в деньгах покажет спад", - говорит Андрей Шенк, аналитик "Инвесткафе".

Несмотря на сохранение негативной тенденции до конца года, участники рынка ожидают продолжения роста объемов нового бизнеса в сегменте лизинга в первую очередь легковых автомобилей. Пока что основная часть рынка лизинга приходится на коммерческий транспорт, нежели на пассажирский сегмент. По данным "Инвесткафе", от общих продаж легковых автомобилей в лизинг продается не более 3%, а это порядка 75 тыс. легковых машин в год.

По данным "ВТБ Лизинга", в первом полугодии 2013 года доля лизинга легковых автомобилей в новом бизнесе лизингового рынка составила 9,2%, прирост объема нового бизнеса в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года достиг 16,5%. "Эта динамика обусловлена двумя тенденциями: с одной стороны, отсутствием у лизингополучателей свободных оборотных средств на покупку транспорта, а с другой стороны, созданием конкурентных предложений для клиентов от лизинговых компаний за счет предоставления импортерами специальных условий на автомобильную технику", - говорит генеральный директор ОАО "ВТБ Лизинг" Андрей Коноплев. Текущая экономическая ситуация не дает позитивного прогноза и оптимизма для предприятий и предпринимателей, работающих в сегменте малого и среднего бизнеса. Банки неохотно идут на финансирование небольших компаний, поэтому многие из них все пристальнее обращают внимание на лизинг как более простой и доступный инструмент обновления основных фондов, в первую очередь транспортных средств.

Кроме того, компании, имеющие небольшие оборотные средства, вынуждены просчитывать все затраты на приобретение и владение автотранспортом. Включение лизинговых платежей в состав себестоимости продукции при расчете налогооблагаемой прибыли приводит к сокращению сумм, подлежащих к уплате в бюджет в виде налога на прибыль, что косвенно приводит к экономии бюджета компании. Также применение коэффициента ускоренной амортизации позволяет лизингополучателю по окончании срока договора получить в собственность малоизношенное оборудование, которое в бухгалтерском учете будет значиться как полностью амортизированное.

Одним из преимуществ лизинга для ИЧП являются и более гибкие ставки, а также отсутствие роста долговой нагрузки на бизнес, а следовательно, позволяет использовать кредитный ресурс под другие цели. Упрощает учет и отсутствие прав собственности. "Также лизинг позволяет менять автомобили под потребности без их перепродажи", - говорит господин Шенк. Все это создает необходимый набор аргументов в пользу лизинга.

По словам участников рынка, за 25 лет кредитной деятельности российские коммерческие банки так и не развили услугу лизинга легкового транспорта - все только начинается. "Существует своеобразный водораздел между продажами юридическим лицам, которые занимают около 10% общих продаж почти в 3 млн только легковых автомобилей в год, и продажами физическим лицам, которые занимают до 90% от этого объема. Поэтому когда говорят о банковском автокредите в размере до 50% от общих продаж автомобилей, то речь, скорее всего, идет о продажах физическим лицам, - говорит вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. - Автолизинг, в свою очередь, занимает существенную долю именно корпоративных продаж. Но в силу относительной неразвитости в РФ последних получает относительно невысокое проникновение в общие продажи в 2-5%. В денежном выражении тем не менее и это огромные величины: лизинг легковых автомобилей в 2012 году превысил 100 млрд руб.".

Ведущие автопроизводители видят потенциал лизинга легкового транспорта и активно развивают дополнительные каналы продаж, в том числе через взаимодействие с лизинговыми компаниями. Так, официальные импортеры марок Honda и Volvo, которые ранее больше ориентировались на продажу физическим лицам, сейчас запустили масштабные лизинговые программы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При выборе автомобилей для корпоративного парка лизингополучатель в первую очередь обращает внимание на стоимость автомобиля и затраты на его владение, которые прежде всего включают сервисное и гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы. Так, по данным "ВТБ Лизинга", в Московском регионе клиенты предпочитают брать в лизинг автомобили европейских и корейских производителей в кузове седан среднего ценового сегмента (до 1 млн руб.). В среднем ценовом сегменте наиболее востребованы автомобили марок Ford, Opel, KIA, Nissan, Toyota, Renault, Citroen, Peugeot и т. д. В то время как в регионах клиенты больше ориентированы на технику отечественного производства или импортного производства в низком ценовом сегменте, что связано с ее быстрой окупаемостью и низкой стоимостью владения. Популярными марками являются АвтоВАЗ, Renault, Daewoo. Автомобили представительского класса, такие, как Audi, BMW, Mercedes, Cadillac и т. д., больше востребованы для обслуживания первых лиц компаний и используются как дополнение к корпоративному парку.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80