Лизинг транспорта: лучше некуда

Размер авансов по лизинговым сделкам с коммерческим автотранспортом достиг минимальных значений, а средний срок договоров растет. Компании предлагают допуслуги.

Предприятия сокращают планы по производству коммерческого автотранспорта вследствие снижения продаж. По данным АСМ-Холдинга, продажи грузовых автомобилей на российском рынке в первом полугодии 2013 года уменьшились на 12%.

Тем не менее лизинг автотранспорта сегодня является наиболее перспективным рынком. По данным "Эксперт РА", по итогам первого полугодия 2013 года сегмент лизинга грузового автотранспорта вырос на 21,3%, а его доля в общем объеме лизингового рынка увеличилась с 8,1 до 11,8%. Кроме того, в 2 раза выросло и число действующих лизингополучателей в розничном сегменте рынка (с 50 тыс. до почти 100 тыс.).

Что покупают

В частности, лидеру рынка в этом сегменте, компании "Европлан", за прошедшие полгода удалось увеличить объем новых сделок в сегменте коммерческого транспорта и грузовиков на 45% по сравнению с результатами 6 месяцев 2012 года. В компании по итогам 2013 года ожидают роста объема российского сегмента в пределах 5-10%. Наиболее востребованными машинами в сегменте легкого коммерческого транспорта здесь стали отечественные Lada Largus и ГАЗ различных модификаций. Из иномарок лизингополучатели предпочли Citroen Berlingo, Ford Transit, Fiat Ducato и Peugeot Boxer. В сегменте средне- и крупнотоннажных автомобилей самыми популярными стали Iveco Stralis, Hyundai и Isuzu. Лизингополучатели данной техники - это транспортные, логистические и торговые компании. "Для таких организаций транспорт и возможность быстрой доставки товара - это основной актив и конкурентное преимущество. Лизинг для них - выгодный финансовый инструмент, позволяющий приобрести более новые и экономически более выгодные машины, оптимизировать цепочку движения грузов без отвлечения оборотного капитала предприятия", - объясняет Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании "Европлан".

В петербургском филиале "Вольво Финанс Сервис Восток" в настоящее время в лизинг приобретается чуть больше половины реализуемого компанией транспорта. "Данный показатель стабилен последние 3 года, но он чуть меньше того, что наблюдалось в 2008-2010 годах, когда на фоне кризисных явлений и существенного уменьшения предложений по банковскому финансированию по лизинговой схеме финансировалось до 70% всех сделок", - отмечает Юрий Су гак, директор СПб филиала "Вольво Финанс Сервис Восток". Чаще всего клиенты компании приобретают стандартные виды техники: тягачи для междугородних и региональных перевозок, самосвалы, - что вызвано превалированием таких сделок в самой структуре продаж.

На грани рентабельности

По словам коммерческого директора ООО "Скания Лизинг" Кирилла Чкалова, в связи с увеличением конкуренции на рынке финансовых услуг условия финансирования для конечного потребителя стали более лояльными.

Некоторые эксперты считают, что уровень авансов по сделкам с коммерческим автотранспортом достиг минимальных значений и ниже опускаться не будет. "Это станет уже игрой с риском", - убежден Александр Михайлов. По его словам, на величину аванса влияют три параметра: ликвидность предметов лизинга, которая зависит от марки и страны производителя коммерческого транспорта (по наиболее ликвидным предметам лизинга самые низкие авансы), кредитная история лизингополучателя (наиболее платежеспособным лизингополучателям доступны минимальные авансы) и срок лизинга (при коротком сроке лизинга следует требовать меньшего аванса).

Вместе с этим стал увеличиваться средний срок лизинга: все больше бизнесменов намерены использовать автомобили по 5 лет. "Вопреки рыночной тенденции роста ставок корпоративного кредитования, стоимость лизинга снизилась за счет маржи лизинговых компаний. То есть ставки долгосрочных кредитов нефинансовым организациям выросли, а лизингодатели снизили их для своих клиентов", - отмечает Александр Михайлов.

Дополнительная выгода

Кроме финансирования непосредственно техники, в договоры лизинга стали включаться и финансироваться дополнительные услуги: страхование каско и ОСАГО, услуги по регистрации техники, стоимости ее доставки до места эксплуатации. "Помимо набора уже ставших обычными услуг, наша лизинговая компания может профинансировать такие виды страхования, как личное страхование водителей и страхование ответственности перевозчиков. В связи со специализацией наших клиентов в транспортной сфере актуальны и другие услуги: сами лизинговые сделки порой начинаются не с выбора новой техники, а с решения вопроса реализации устаревшей техники клиента, в чем мы также можем помочь", - рассказывает Юрий Сугак.

Кроме того, на рынке постоянно появляются новые условия приобретения коммерческого транспорта в лизинг. Так, "Европлан" в настоящее время предлагает клиентам несколько особых программ по лизингу коммерческого транспорта, среди которых: Fuso, Hino, Iveco, Isuzu.

В части структур лизинговых сделок, отмечает Юрий Сугак, большинство сделок по-прежнему имеют стандартные параметры: авансовый взнос - 15-20% при сроке лизинга 3-4 года. "Данная классическая схема обусловлена тарифами на перевозки, которые наши клиенты закладывают при расчете экономики своего бизнеса, и размерами ежемесячных лизинговых платежей. В ряде случаев с учетом индивидуальных особенностей бизнеса, например неравномерности поступления выручки или временных всплесков активности бизнеса, могут применяться сезонные графики платежей", - говорит Юрий Сугак.

Лизинговые сделки порой начинаются не с выбора новой техники, а с решения вопроса реализации устаревшей техники клиента.

КОММЕНТАРИЙ 

Сервис по системе "все включено" 

 СЕРГЕЙ ЖАРКОВ, руководитель Северо-Западного региона компании "Интерлизинг" 

Условия предоставления коммерческого транспорта в лизинг предполагают первоначальный аванс от 15% и срок договора до 5 лет. На лизинга появились предложения операционного лизинга. Для российского рынка это достаточно новый продукт, но в Европе операционный лизинг распространен гораздо шире финансового. Операционный лизинг подразумевает не только опцию возврата используемого имущества в конце договора, тем самым снижая ежемесячный платеж, но и включение сервисных услуг в договор.

Кроме финансирования техники в договоры лизинга стали включать дополнительные услуги, например, страховку, регистрацию техники, доставку до места эксплуатации.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80