Французский с нижегородским: спасет ли отечественный автопром локализация производств иномарок в России?

Автомобильный рынок погружается в хаос. С одной стороны, поджимает галопирующий курс мировых валют, с другой – ажиотажный спрос на автомобили и возникший дефицит. Банки останавливают кредитование, бизнес-ассоциации рассматривают возможность переписки ценников в у.е., зарубежные бренды гадают, на сколько повысить стоимость машин, а отечественные автопроизводители готовятся к 20-процентному росту производства. Каким же будет рыночный тренд в ближайшее время?

Ситуация на рынках сложная, но уже сейчас можно отметить очевидную динамику. Хаос вызван как обвалом курса российской валюты, так и несвоевременными действиями Центрального банка, вызвавшими резкое повышение кризисных ожиданий. Повышение Центробанком ключевой ставки до 17% вызвало панику, что способно обернуться негативными последствиями, в том числе и на автомобильном рынке. Эксперты уже говорят об остановке кредитования бизнеса разных уровней, в том числе и крупных производств. А это чревато многими последствиями, в том числе и остановкой сборочных предприятий.

Дело в том, что ключевая ставка в 17% – это тот минимум, с которого сейчас начинается предоставление разных кредитов, в том числе и для крупных предприятий. Коммерческие банки накидывают к этой ставке маржу в 3–7% и в итоге получают процент для конечного заемщика. В данном случае годовой процент переваливает за 20. А столь высокая ставка грозит крахом для многих проектов, запланированных на следующий год. Современные обрабатывающие отрасли колеблются на уровне рентабельности в 8–9%, а значит не способны выдержать такой долговой нагрузки. Некоторые эксперты уже оценивают ставку ЦБ в 17% как неподъемную для большей части малого и среднего бизнеса.

«Если ключевая ставка останется на этом уровне, об инвестиционном процессе в России можно будет забыть как о массовом явлении, – заявил в интервью РБК Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России. – Это будут отдельные, связанные с госкомпаниями инвестиции. И уже точно в ближайшие месяцы или даже полгода-год ситуация с инвестициями будет сложной».

Это означает, что кредиты не смогут получить не только производители, но и простые покупатели, что способно подорвать потребительский спрос, а значит продажи новых автомобилей должны упасть. И уже вчера Сбербанк – крупнейший финансовый институт страны – объявил о прекращении приема заявок на автокредитование.

Эксперты агентства «Автостат» прогнозируют коррекцию рынка до 20–25%. Крупные и мелкие банки уже приостанавливают кредитные линии по старым ставкам и запускают новые, с учетом кризисных ставок. В итоге многие предприятия в ближайший месяц-два могут испытывать дефицит ликвидности, что повлияет на выплаты зарплат.

Между тем эксперты надеются, что ставка в 17% – это вынужденная мера, призванная приструнить биржевых спекулянтов, и как только ситуация на рынках стабилизируется, она будет существенно снижена. Однако в самое ближайшее время этого никто не ждет. А декабрь знаменуется тем, что именно сейчас закладываются бюджеты на год вперед, и навалившийся на рынки хаос способен привести к существенному пересмотру производственных планов на будущее.

К примеру, поставки комплектующих и готовых узлов из-за рубежа в новом году придется оплачивать по новым ценам, что потребует существенного изменения уже утвержденных бюджетов. По данным аналитического агентства Auto-Dealer-СПб, подавляющее большинство автоконцернов, имеющих производства в России, довели локализацию процесса выпуска машин в лучшем случае до 50%. Соответственно, курс рубля наравне с трудностями кредитования способны внести существенное влияние на развитие ситуации в целом.

Завод Nissan под Санкт-Петербургом имеет мощность в 100 тысяч автомобилей в год. Сейчас на нем выпускаются модели Teana, X-Trail, Murano и Pathfinder. В 2015 году планировалось приступить к сборке кроссовера Qashqai и повысить среднюю локализацию производства до 45%. По данным пресс-службы компании, Nissan повысил цены на автомобили в России пока незначительно. Подорожали шесть моделей: Almera (на 3%), Terrano (на 3,5%), Juke, Qashqai, Patrol и GT-R (все – на 5%). Естественно, к этим ценникам добавляются накрутки от дилеров.

Второй крупнейший производитель – Ford Sollers – тоже затягивает пояса. Падение рубля к мировым валютам на 60–70% за год вызовет существенное удорожание машин. Пока, по данным пресс-службы Ford Sollers, удорожание составляет в среднем 5%, но уже вскоре можно ожидать дальнейших коррекций. В этом году из-за 20-процентного провала Focus на рынке вводился односменный режим работы на сборочном предприятии под Санкт-Петербургом. Максимальная мощность завода составляет 125 тысяч автомобилей в год, а локализация производства подтягивается к 50%.

Предвидя повышение цен, покупатели сметают буквально все автомобили, которые еще стоят в дилерских центрах по старым ценам. Так, по данным «Автостата», сейчас в дефиците Hyundai Solaris, KIA Rio, Sportage, Сee’d, Audi A3 и А4, Toyota Camry, RAV 4 и множество других моделей. Отчасти дефицит вызван и самими поставщиками, не успевающими переписывать ценники вслед за гигантскими скачками курса. Многие дилеры распродали свои запасы и ожидают поставок следующего года по новым, еще не утвержденным ценам.

Между тем есть и оптимистические новости с автомобильного рынка. Они касаются «АвтоВАЗа» и его крупнейшего партнера – альянса «Рено-Ниссан». Возрожденный в этом году совместный бренд Datsun обещает «взорвать» мировые рынки. Так, локализация производства Datsun уже приближается к 90%. Многие комплектующие выпускаются российскими заводами, поэтому и цена при нынешнем падении курса может быть выигрышной. Автомобили построены на платформе «Лада Гранта» и в максимальной комплектации стоят сейчас от 389 тыс. рублей. А в долларах это примерно 6 тысяч, что тут же делает эту машину самой дешевой японкой в мире!

Учитывая, что бренд создавался не только для России, но и для азиатских рынков, вскоре можно ожидать существенного роста производства. Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон отметил, что в 2015 году компания планирует увеличить объемы производства примерно на 20% за счет сборки не только Datsun, но и дешевых Renault.

С предложениями обойти стагнацию на рынке кредитования выступают и лизинговые компании. Так, вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов на пресс-конференции «Автокредитование и автолизинг в 2014–2015 гг.» отметил, что лизинг для физических лиц становится выгоднее кредитов. По его словам, в случае лизинга с опцией возврата или выкупа машины ежемесячный платеж составляет в два раза меньшую сумму, чем при кредите. «Мы пытаемся показать, что такой альтернативный продукт как автолизинг в период роста цен на автомобили будет особенно интересен», – отметил г-н Михайлов.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80