Мокрый, чистый и другие

Классический вид лизинга подразумевает поставку оборудования без сопутствующих услуг, причем срок действия договора сопоставим со сроком амортизации передаваемого оборудования. Договоры "мокрого" лизинга (wet leasing) заключаются на короткие сроки – год-полтора, а кроме того, лизингодатель обязуется производить ремонт и техническое обслуживание оборудования за свой счет, приняв ряд обязательств. Скажем, по страхованию сделки, по­ставке сырья, маркетингу, рекламе готовой продукции, обучению персонала и даже его аренде. Например, башенный кран можно "сдать" вместе с крановщиком, а самолет – с экипажем. Так, в начале прошлого месяца архангельская авиакомпания "Аэрофлот-Норд" передала в "мокрый" лизинг "Аэрофлоту" четыре авиалайнера Boeing-737 вместе с экипажами. По условиям контракта материнская компания будет осуществлять коммерческую эксплуатацию самолетов, а дочерняя – обеспечивать их техническое обслуживание. Очень удобен "мокрый" лизинг при покупке автотранспорта, когда лизинговая компания (ЛК) берет на себя обязательство по прохождению техосмотра, страховке, ремонту, снабжению зап­частями и другими расходными материалами, предоставлению подменной машины на период ремонта или техобслуживания. Недостатком "мокрого" лизинга является отсутствие у большинства российских ЛК ремонтных и сервисных подразделений, способных обслуживать сложную специализированную технику.

Наиболее распространенным видом лизинга является "чистый" лизинг (net leasing), который в отличие от "классики" также заключается на короткие сроки. Противопоставляя этот вид аренды "мокрому" лизингу, его часто называют "сухим" (dry leasing). В рамках него поставляется лишь сама техника, а затраты по обслуживанию, ремонту берет на себя лизингополучатель.

Sale-aid leasing ("помощь в продаже") представляет собой соглашение между производителем оборудования и лизингодателем. В рамках этого контракта фирма-производитель предлагает своим клиентам финансирование поставок при помощи лизинговых схем, переадресовывая покупателей в партнерскую ЛК. Такой вид финансовой аренды позволяет лизингодателям увеличить круг своих клиентов, используя торговые связи поставщика. В свою очередь, производитель расширяет границы сбыта продукции. В России по такой схеме наиболее успешно работает завод "Камаз", реализующий продукцию при помощи дочерней компании "Камаз-лизинг". Эта схема позволяет автозаводу ежегодно увеличивать объемы продаж на 45–50%.

Увеличить продажи и упростить взаимоотношения с постоянными клиентами можно за счет предоставления "лизинговой линии" (lease-line). Данные соглашения между ЛК и лизингополучателями позволяют клиентам брать дополнительное оборудование в аренду без заключения каждый раз нового контракта (аналог кредитной линии, открытой в банке). В России лизинговые линии показали наибольшую эффективность при реализации по частям крупных проектов, особенно связанных с приобретением однородной техники (например, обрабатывающих комплексов, состоящих из нескольких технологических линий).

Какова перспектива "мокрого" лизинга в России?

Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса "Европлана":

– Хотя этот вид аренды чаще всего используется в авиации, он также с успехом применяется в автолизинге при аренде с дополнительными услугами. Автомобиль – наиболее прогнозируемый с точки зрения стоимости актив, поэтому "мокрый" лизинг хорошо развивается именно в этом сегменте рынка.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80